ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Литература Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. ‒ М.:, 1873. ‒ Кн. I‒IV. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем. / Общ. редакция и предисл. И.С. Свеницкой. – М.: Республика, 1996. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. ‒ М.: Лабиринт, 2000. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 1. ‒ СПб., 1841. Токарев Г.В. Лингвокультурология. – Тула, 2009. И.Ю. Токарева Тула Элементы учебного концептуального анализа при интерпретации текста Ю.М. Лотман указывал на то, что культура живѐт в своих текстах. Из этого следует, что формирование культурно-языковой компетенции должно основываться на изучении текстов культуры. Текст, как речевая единица, имеет план содержания и план выражения. Содержательную сторону текста оформляет фактуальная и концептуальная информация. Формальную сторону текста составляет композиция и архитектоника. Текст, ввиду своей сложности, характеризуется рядом признаков. Остановимся на тех из них, которые могут отражать культурную информацию. Одним из таких признаков является цельность, которая выражается в том, что текст не является простой суммой смыслов, формирующих его предложений, а представляет качественно новое содержание. Цельность проявляется в тематическом единстве, всегда определена коммуникативными установками автора. Все компоненты текста подчинены развитию этих установок. Любой текст характеризуется информативностью. Выделяют несколько типов информации: фактуальную, концептуальную, эстетическую, этическую. Наиболее доступным является фактуальный тип, который можно соотнести с подробным пересказом текста. Другие типы информации обусловлены степенью развития читательской компетенции и становятся доступными не каждому читателю. Так, эстетическая информация является следствием той эстетической реакции, которая была генерирована читателем в результате осмысления текста. Концептуальная информация связана с теми смыслами, которые способен породить текст. Данный вид информации не является стабильным, поскольку восприятие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=