ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

не тонет? ( лед); бессмертная овечка вся в огне горит? (ночь); в камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел? (огонь); красненький кочеток по жердочке бежит? (огонь); огнем дышит, полымем пышет? (ружье). В русских народных сказках огонь символизирует разрушительную силу. Известный персонаж Змей Горыныч является носителем первородного зла, его жар губителен для людей. Главная героиня «Снегурочки» погибает от огня вследствие участия в масленичном обряде (прыжки через костер). В свою очередь огонь способствует раскрепощению людей, созданию доверительной обстановки. Огромное количество вечеров у костра на Руси сопровождается сказами, былинами, легендами и песнями. Огонь – символ противоречивый, с одной стороны, он символизирует домашний очаг, как в тексте песни «Огонек», а с другой стороны, предстает негативная сема – адское пламя, губительный огонь пожаров, огонь небес (молния), огонь, исходящий из недр земли во время вулканических извержений и землетрясений. Мифы Древней Греции, Полинезии описывают огонь как исключительное достояние богов, и только похищение огня у богов предоставило его в пользование человеку. Огню свойственно очистительное воздействие, способность уничтожать злых духов, лишать телесности ведьм и других демонических персоналий, что подтверждают древнерусские обряды прыжков через костер, или сжигание масленичного чучела. Однако огонь в сознании русского человека обладает семами «жизненной энергии», сердца, оплодотворяющей силы, просветления, солнца, любви. Эти смыслы эксплицируют метафоры «пожар в крови», «огоньки в глазах», «искры из глаз», «обжигает грудь», «горит в груди», «сердечный пыл» и т.д. «Любовь не пожар, а разгорится ‒ не потушишь» – говорится в пословице, из подобных неполных сравнений следует сделать вывод, что любовь есть пожар. Животворящую силу огня также подтверждают обряды зажигания свечей на праздничном столе при венчании, крещении, причащении: в церковнославянской традиции свечи играют важную символическую роль носителей божественного света. Итак, квазисимвол огонек имеет архитипические корни и является традиционным для русской культуры. В песне на слова М. Исаковского «Огонек» представлена положительная семантика данного символа. Огонек включает в себя семы «любви», «тепла домашнего очага» и вместе с тем «печаль и боль разлуки с любимым», а также «ожидание встречи», «надежда на долгожданное безоблачное счастье». Лексема огонек ‒ это своего рода репрезентация мечты, желания и пылкой страсти лирического героя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=