ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.6

Таким образом, создание и употребление синонимичных терминов является вполне естественным и неизбежным явлением. В терминологии синонимы соотносятся с одним и тем же понятием и объектом, они характеризуют одни и те же свойства, поэтому иногда их называют еще «терминологическими дублетами». Синонимы дублеты ‒ это параллельное употребление отечественных, международных или заимствованных наименований; наличие двух вариантов наименования; наличие полной формы наименования и аббревиатурного варианта; словесное и символическое наименований понятий; наличие полного и краткого вариантов наименования. Например: атомная единица массы ‒ АЕМ, аккумуляторная батарея ‒ электрическая батарея, активационный анализ ‒ радиоактивационный анализ, атомная электростанция ‒ АЭС, вязкость ‒ внутреннее трение. Существование антонимических отношений в терминологии объясняется бинарным принципом описания фактов и явлений в науке. В терминологии реализуется лексическая и словообразовательная антонимия. Примерами первой могут быть: высокое и низкое напряжение, слабое и сильное трение, ближний и дальний порядок, близорукость– дальнозоркость. Словообразовательный тип антонимии выражается посредством префиксов: магнитный ‒ антимагнитный, макромолекула ‒ микромолекула, макрочастица ‒ микрочастица. Принято считать, что термину, в отличие от обычного слова, несвойственна эмоциональная окраска, что он лишен экспрессивности, будучи чисто логическим словом. С этой точки зрения, по словам Г.О. Винокура, термин «интеллектуально чист». Так, С.Д. Шелов считает: «Мы не можем признать нейтральность специфичной чертой термина ввиду безраздельного преобладания лексики, лишенной эмоциональности, над экспрессивно или стилистически окрашенной лексики в языке вообще. Естественным представлялся бы такой взгляд, который объяснял бы признак «внеположности экспрессии» как произвольной от каких-то других более глубоких качеств термина» [Шелов: 18]. Что касается словообразования в сфере терминологии, то можно сказать, что в ней наблюдаются те же процессы, что и в общелитературном языке. Однако отмечаются и особенности терминологического словообразования, изучение которых, по мнению В.П. Даниленко, «представляет несомненный интерес, так как правильное понимание закономерностей современного терминологического словообразования помогает осуществлению практического терминотворчества» [Даниленко: 79]. Для терминотворчества характерна ярко выраженная логико-понятийная направленность, в силу чего одно определенное понятие выражается строго закрепленным термином. Терминология обладает широким набором словообразовательных средств, где наряду со словообразовательными способами, представленными в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=