ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

4. Появление новых стереотипов также регистрируется лексикографи­ ческими изданиями. Серьезные изменения в социокультурной действи­ тельности последних лет не могли не сказаться на состоянии языка и его словарном описании. В качестве косвенного доказательства актуализации гендерных вопросов можно привести тот факт, что в БТСРЯ зарегистриро­ ваны 19 дериватов от слова секс, в то время как в MAC их всего 6 (из кото­ рых 4 термина). Проблема взаимоотношений полов, новых форм выражения сексуаль­ ности и весь массив гендерных вопросов приводит к появлению таких реа­ лий, как: Секс-бомба Шутя. О женщине, подчеркивающей в своей внешности чувственную страсть, вызывающей сильное чувственное влечение. Несмотря на то, что впервые мачо в русском языке зафиксировано ежегодником «Новые слова и значения-1992», в БТСРЯ оно еще не попало, однако это вопрос времени: думается, что слово вошло в русский язык крепко и надолго, в отличие, например, от таких заимствований- однодневок, как метросексуая, реторосексуая, оберсесксуая или эмобой. Хотя и в данном случае нельзя ручаться с абсолютной уверенностью: ко- гда-то и А.С. Пушкин слово dandy воспринимал как дань моде, своего рода bon mot. Резюмируя, можно сказать, что в толковых словарях русского языка гендерные стереотипы и гендерные асимметрии представлены в достаточ­ ной степени и во всех зонах словарной статьи. Часть этих стереотипов ус­ тарела, часть, по-видимому, претерпит изменения, а на ряд лексикографи­ ческих лакун и неточностей необходимо обратить внимание специалистов Е. Н. Соколова Тула, Россия Концептуализация смысложизненных ориентиров в язы ковом сознании тульских старш еклассников Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования смысложизненных ориентиров, которые предопределяют особенности ста­ новления личности старшеклассника. Кардинальные изменения во всех сферах в российском пространстве обусловили трансформацию традици­ онных ценностных ориентиров людей. Для определения изменений, про­ исшедших в сознании современных школьников, нами был проведён сво­ бодный ассоциативный эксперимент, в ходе которого респондентам было предложено отреагировать на следующие стимулы: Богатство, Деньги, Смысл жизни, Любовь, Дружба, Семья, Счастье, Судьба, Труд. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=