ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

голов. Разброс, как видим, ощутимый и не совсем ожидаемый. Интуитивно казалось, что сжатый стиль быстрой пушкинской прозы должен быть более насыщен глаголами, чем медлительный стиль толстовской прозы. Детали­ зация художественного мира у Толстого и Чехова достигается не за счёт прилагательных, уточняющих образы, а за счёт глаголов, уточняющих действия и состояния. Далее Гаспаров сопоставляет прозу Пушкина с его же поэзией. Интуитивное предположение, что лирика меньше насыщена глаголами, чем эпос, не только подтверждается, но и уточняется. Глаголь­ ная динамичность действия в стихотворном повествовании у Пушкина не ниже, а даже выше, чем в прозаическом повествовании. Максимум глаго­ лов приходится у Пушкина на стилизации народной поэзии - «Песни за­ падных славян» и сказки. Видимо, полагает Гаспаров, динамичность дей­ ствия Пушкину представлялась существенной приметой народной поэзии. Что совсем не тривиально на фоне обычных представлений о медлитель­ ности фольклорного повествования (Там же: 168-169). Начинающий литерагуровед обычно робеет перед числами, имея в виду такое эфирное явление, как поэтический текст: в одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань. Академик убедительно показывает, что гармонию по­ верить алгеброй не только можно, но и результативно. «Меня много раз спра­ шивали, не убивают ли подсчеты алгеброй гармонию, не мешают ли они непо­ средственному наслаждению поэзией. Я отвечал: нет, помогают. Неправильно думать < ...> , будто всё и гак слышно: многие мелочи, из которых складывает­ ся гармония, лежат ниже уровня сознания и непосредственно слухом не отме­ чаются; только когда нащупаешь их подсчетами, начинаешь их замечать. (На­ щупывать приходится путем проб и ошибок; сколько на этом пути сделано тру­ доемких подсчетов, оказавшихся излишними, - не счесть.) Кроме того, под­ счеты требуют медленного чтения и перечитывания стихов, а это полезно. Мне не случилось в молодости полюбить стихи Фета - так уж сложились обстоя­ тельства, я лучше знал пародии на Фета, чем самого Фета. А я знал, что Фет за­ служивает любви. И вот я стал каждую свою стиховедческую тему разрабаты­ вать сперва на стихах Фета. Ритм словоразделов, связи слов в стихе, располо­ жение фраз в строфе - что бы это ни было, я сперва смотрел и подсчитывал, как это получается у Фета, а потом уже - у других поэтов. С каждым перечитыва­ нием стихи все глубже западали в подсознание. И после десяти или двадцати таких упражнений внимания я почувствовал, что научился любить Фета» (Гас­ паров, 2001,316). Что даёт обострённое чувство точности филологу? Огромный объём подсчётов, произведённых М.Л. Гаспаровым, привёл его к выводам весьма содержательным. Свидетельством тому книга «Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти» (Гаспаров, 2000), предмет которой - смы­ словые ассоциации, которые связываются со стихотворными размерами русской поэзии и образуют сеть традиций, тянущихся от XVIII в. до по­ следних советских и постсоветских десятилетий. В книге прослежены 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=