ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

п р и н им а ет ся значением и чувства языка); (в) поэтика (то, что воспринима­ ется ьвоображением, как образы и мотивы, и умом, как идейная или эмо- ционэальная концепция) (Ярхо, 1984, 196). Ярхо обращает внимание на то, что ш и одна статистическая величина не вводится без морфологического а н а л и з а , то есгь без проверки того, какие реальные литературные явления они о1пражают(Там же: 198). Итогом поисков должен стать « сравнительно- стапь'истический метод, поддер нсанный показом и экспериментом» (Там же: 2?56). |4(ирилл Фёдорович Тарановский (1911-1993), специалист в области р у с с кю й литературы и русского стихосложения. К.Ф. Тарановский родился в Юргьеве (Тарту, Эстония) в семье профессора права. После октябрьской р ев о лю ц и и 1917 г. семья эмигрировала в Белград (Сербия), где будущий ф и л о л о г окончил сербскую гимназию и два факультета Белградского уни­ в е р с и т е т а юридический (1933) и филологический (1936). В конце 1930-SX гг. учился в Карловом университете (Прага), где общался с членами Пражвского лингвистического кружка и особенно с P.O. Якобсоном. С 193®1 г. изучает творчество О. Мандельштама. В 1941 г. защитил доктор­ скую диссертацию о русских двусложных размерах, после её опубликова­ ния н а сербском в 1953 г. ставшую одной из самых известных работ по по­ этике в XX в. Преподавал в Белградском университете. В 1958 г. переехал в C liUA , преподавал в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (1959—1963). Многие годы возглавлял кафедру славистики Гарвардского униве*рситета. К1.Ф-Тарановский сделал огромные по объёму подсчёты по русским с т и х а в XIX в. и открыл два главных просодических закона русского стиха: закон регрессивной акцентной диссимиляции и закон восходящего зачинга строки [Бейли 2004: 13J. Тарановскому принадлежит также первеж ство в осознании необходимости перехода от анализа формальных парам етров стиха к анализу его содержательных характеристик. Одним из п е р вы х на материале русского пятистопного хорея дал строгое обоснова­ ние и;деи о существовании связи между метром стихотворения и его со­ д ерж ан и ем . Это то, что ныне называют «экспрессивным ореолом» или «семантическим ореолом». В работах о поэзии Мандельштама Таранов­ ский г»ересмотрел понятие «подтекст», понимая под ним отсылку к преды­ д ущ ем у тексту, поддерживающему или раскрывающему посылку после­ д ую щ е го текста. Подтекст - это своеобразный ключ к художественному прои зведению , облегчающий понимание его смысла. Полагают, что это п о н я ти е легло в основу современных теорий «интертекстуальности». [http:/A www .peoples.ru/science/philology/kirill_taranovskiy/index. html] В- Гарвардском университете аспирантом Тарановского был Джеймс Бейли (род. в 1929 г.), ныне один их самых известных славистов США. сп ец и ал и с т по стиховедению и фольклору, автор книг «Toward a Statistical Analyses o f English Verse», «Three Russian Lyric Folk Song Meters», «Anthol­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=