ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

произведения, а не отвлеченные суждения о нём могут быть положены в основу точного исследования (Клинг, 2009, 34-35). В небольшой по объё­ му, но титанической по подготовительной работе статье «Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы» он дал образец точного филологического исследования (Белый, 1983). Андрей Белый был первым, кто ощутил эвристическую мощь лексикографии в фундаментальных ис­ следованиях вообще и в выявлении мировидения носителей языка и куль­ туры в частности (Белый, 1983, 551-556). Фактически Андрей Белый ука­ зал на то, что филологам стало ясно в последнюю четверть ушедшего века: представление о языковой картине мира, о концептосфере, о лексикогра- физации филологических методов: слова, «собранные тщательно» и «рас­ сортированные точно», способны дать информацию, которую другим пу­ тём получить трудно. От Андрея Белого идёт традиция «точного литературоведения», пред­ ставленная именами Б.И. Ярхо, К.Ф. Тарановского и МЛ. Гаспарова. Борис Исаакович Ярхо (1889-1942), литерагуровед и переводчик, на материале средневековой литературы, фольклора, стиховедения и поэтики разработал детальную программу применения количественных методов к анализу всех уровней художественной формы. Фундаментальный труд «Методология точного литературоведения» писался в ссылке (после лаге­ ря), где учёный и умер. Рукопись разыскал и частично опубликовал М.Л. Гаспаров в 1969 и 1984 гг. (Ярхо, 1984), полностью - М.И. Шапир в 2006 (Ярхо, 2006). Б.И. Ярхо был учёным исключительной широты, но о чём бы он ни писал, он искал и оттачивал точную методологию литературоведения. Яр­ хо констатировал, что главным недостатком современного ему литерату­ роведения являются неясность и расплывчатость характеристик и опреде­ лений. При этом Ярхо за образец научности принял биологию. «Литерату­ роведу надлежит черпать мужество главным образом из успехов биологии, так как она представляет ступень научности, ближайшую к нашей дисцип­ лине и вообще к наиболее развитым из общественных наук. Нашей бли­ жайшей задачей является достижение именно этой стадии научности» (Яр­ хо, 1984, 212). Литературоведение, полагает Ярхо, есть такая же «наука о жизни», и у неё нет причин отставать от биологии (Там же: 213). В основу метода положены три момента жизни - множественность, непрерывность и изменчивость. Программный характер имеют две публикации Ярхо: «Граница науч­ ного литературоведения» (1925) и «Простейшие основания формального анализа» (1927). В основу концепции Ярхо положил аксиоматическое, не поддающееся определению понятие литературоведения - эстетическая эмоция. Совокупность эстетически действенных элементов произведения составляет его форму. У литературной формы есть три главные области: (а) фоника (то, что воспринимается слухом); (б) стилистика (то, что вос­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=