ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

чанию Владимира Личутина, «может быть, <■■>излишне сильно ударился в политику, но ему это, видимо, необходимо. Писательство и политика у Проханова крепко взаимосвязаны. Был бы он домоседом, далёким от жиз­ ни государственной, то не был бы он таким ярким и сочным писателем» («Литературная газета», 2008, 2). Своеобразной кульминации игра слов как «социальный инструмент» достигает при создании Прохановым целой галереи портретов политических деятелей: «Доклад «сяабовиков» внезап­ ным и не совсем обычным образом прервала дама, Министр социальной беззащитности, нежности и любви Министр неполного образования не мог отмолчаться и произнес: «Многие знания умножают скорбь», при этом достал из коробка заранее припасенного клопика и незаметно посадил за ворот Министру путей разобщения Министр бескультурья и матерщины заметил проделку соседа, но не выдач его... Министр фи­ нансов и романсов попытался рассказать, как ему, переодетому в стриптиз-жокея, удаю сь отсрочить выплату долгов «Парижскому ноч­ ному клубу»... Министр разоружений самозабвенно танцевал дефиле, крутясь на загибсованной ноге Министр катастроф и паводков рассек целлофановый мешок и выпустш дым сгоревшей тайги в нос Министра путей разобщения, от чего тот разом обмяк Министр бескультурья и матерщины старательно писан на стене слово из трех букв. Министр болезней и эпидемий вел непрерывные споры, в том числе и споры сибир­ ской язвы («Крейсерова соната», 2010, 358-359). Комический эффект в приведенном контексте достигается посредством языковой игры, созда­ ваемой различными способами. Так, Министр coijuanbHou защиты пре­ вращается в Министра социальной беззащитности на основе антонимич- ных отношений защита - беззащитность (как отсутствие возможности обеспечить защиту кому-либо), что способствует созданию картины со­ стояния абсурда или «помешательства», о котором говорилось выше. Ту же функцию выполняет замена компонента сообщение на разобщение в должности Министра путей сообщений и трансформация вооружения в разоружение в словосочетании Министр вооружения. Заметим, что во всех приведенных примерах наибольшей семантической нагрузкой обла­ дают приставки с семантикой «отсутствие чего-Л 1 ибо». Поэтому и Министр культуры превращаяется в Министра бескультурья, что девуалирует по­ зицию писателя по отношению к культурному уровню современного об­ щества. В образе Министра неполного образования не только угадывается намек писателя на настоящего Министра образования (прилагательное не­ полное несет уточняющее значение), но и легко понять прохановскую оценку его некомпетентным действиям в образовательной сфере. Интересен процесс образования словосочетания Министр финансов и романсов: хорошо известно выражение Финансы поют романсы в значе­ нии - «о безденежье: с деньгами худо или их нет или их не хватает» (Оже­ гов, Шведова, 2005, 853). Фраза имеет отношение к «тому, у кого сложи­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=