ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

грязным окном эти понятия не могут сформироваться По, размышляя над этим оборотом, ребенок стремится понять его через те бытовые значения слов, которые ему известны, но не может представить себе чистое поле: «Ты в чистом поле бывал? - Бывал, как же! - Расскажи, какое оно, а? Я начал рассказывать ему о полях, лугах, он слуша .1 внимательно, не перебивая, ресницы его опускачись на глаза, а ротишко открывался мед­ ленно, как будто мальчик засыпа! Видя это, я стел говорить тише, но явилась мать с кипящим самоваром в руках, под мышкой у нее торча 7 бу­ мажный мешок, из-за пазухи - бутылка водки. - Вот она - я! - Ло-овко, - вздохнул мальчик, широко раскрыв глаза. - Ничего пет, только трава да цветы Мамка, ты бы вот нашла тележку да свезла м е­ ня в чистое поле' А то - издохну и не увижу никогда. Шкура ты, мамка, право! - обиженно и грустно закончил он». Ленькина мечта о чистом поле выглядит как несбыточная. Для его матери чистого поля н е т -е с т ь просто поле, перенаселенное людьми [Ханинова 2007]: « Раем видит поле-то, милый\ А там - лагеря, да охальники-солдаты, да пьяные мужики». Ю. С. Язикова, изучавшая особенности семантики общеупотреби­ тельных слов в произведениях М Горького, обратила внимание на то, что в повествовательной прозе речевые зоны отдельных персонажей и речевая зона повествователя различаются, но могут возникать и точки сближения (Язикова, 1985, 96). Как представляется, в рассказе «Страсти-мордасти» чистое поле становится такой точкой, где могло произойти сближение ми- ровидения героев, но оно не состоялось Об этом однозначно свидетельст­ вую! ассоциаты фразеологизма чистое поле, которые живут в сознании ге­ роев: для автора-повествователя - это луга, поля, цветы, т. е. тот мир, кото­ рый он видит и знает, шагая по стране и общаясь с разными людьми, для Леньки - это рай на земле, чистое место, для его матери - место, где много плохих мужчин (охальников-солдат, пьяных мужиков). Поэтому и оборот страсти-мордасти, который появился в последней песне - своеобразной колыбельной, которую Машка поёт сыну, здесь имеет индивидуальную се­ мантику и коннотации - «то, что действительно страшно, и от чего плакать хочется» (в отличие от словарного «шутливая оценка происходящего»). Таким образом, в тексте рассказа «Страсти-мордасти» семантика фра­ зеологизма чистое поле позволяет писателю показать жизненный опыт трех разных героев произведения, раскрыть особенности их мировидения и передать их эмоциональное состояние. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=