ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Ф. Ф. Фархутдинова Иваново, Россия Фразеологизм и его функции в тексте одного рассказа В художественном произведении малой формы объем фразеологиче­ ского «словаря» ограничен жанром. И функции, выполняемые фразеоло­ гизмами в тексте рассказа, также ограничены жанровыми рамками. Если в эпических формах фразеологические единицы участвуют в организации художественного текста на всех уровнях литературной коммуникации (они влияют на сюжетопостроение, на структуру повествования, на концепто- сферу произведения (Фокина, 2007; Фокина, 2008)), то в рассказе фразео­ логизмы выполняют, как правило, какую-то одну функцию: они использу­ ются либо для речевой характеристики героя, либо для «создания автор­ ской позиции, формирования повествовательной точки зрения» (Фокина, 2008, 7), либо для реализации этических, эстетических или других устрем­ лений автора (вспомним здесь В. И. Даля, который в своих художествен­ ных произведениях избегал использовать чужеземные слова и обороты, чтобы доказать, что народная речь может лечь в основу «образованного» (литературного) языка и что именно она поможет выработаться настояще­ му литературному языку) (Фархутдинова, 2006). В данной статье мы предпримем попытку показать необычное ис­ пользование фразеологизма в рассказе М. Горького «Страсти-мордасти», который называют едва ли не лучшим реалистическим произведением пи­ сателя (Тенишева, 1979, 395 -3 9 6 ). Написанный в 1912 г. (или 1913 г.), он вошел в цикл «По Руси», поскольку соответствовал проблематике цикла и сыграл свою роль в воссоздании панорамы «русской земли и русской жиз­ ни 8 0 -х и 9 0 - х годов XIX века» (Тенишева, 1979, 363). Как и остальные рассказы цикла, он является автобиографическим в своей основе, а автор- повествователь - один из действующих героев в любом рассказе. Художественная система этого произведения складывается из не­ скольких составляющих. Первая составляющая - время и место действия, т. е. его пространственно-временной хронотоп. Он определяется уже в на­ чальной фразе: «Душной летней ночью, в глухом переулке окраины горо­ да... я увидш странную картину: женщина, забравшись в середину об­ ширной лужи, топала ногами, разбрызгивая грязь, как это делают ребя­ тишки,- - топала и гнусаво пела скверненькую песню». Ключевые слова фразы - ночь, глухой (переулок), окраина, обширная лужа, грязь. Потом они в разных комбинациях еще не раз повторятся в тексте рассказа, опи­ сывающем две встречи автора-повествователя с Ленькой - одиннадцатилетним сыном пьяной певицы. Пространство, где происходит описываемое действо, сжимается: городская глухая окраина - дорога вдоль забора - двор большого двухэтажного д о м а -д ы р а в фундаменте дома 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=