ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
Ф. Ф. Фархутдинова Иваново, Россия Фразеологизм и его функции в тексте одного рассказа В художественном произведении малой формы объем фразеологиче ского «словаря» ограничен жанром. И функции, выполняемые фразеоло гизмами в тексте рассказа, также ограничены жанровыми рамками. Если в эпических формах фразеологические единицы участвуют в организации художественного текста на всех уровнях литературной коммуникации (они влияют на сюжетопостроение, на структуру повествования, на концепто- сферу произведения (Фокина, 2007; Фокина, 2008)), то в рассказе фразео логизмы выполняют, как правило, какую-то одну функцию: они использу ются либо для речевой характеристики героя, либо для «создания автор ской позиции, формирования повествовательной точки зрения» (Фокина, 2008, 7), либо для реализации этических, эстетических или других устрем лений автора (вспомним здесь В. И. Даля, который в своих художествен ных произведениях избегал использовать чужеземные слова и обороты, чтобы доказать, что народная речь может лечь в основу «образованного» (литературного) языка и что именно она поможет выработаться настояще му литературному языку) (Фархутдинова, 2006). В данной статье мы предпримем попытку показать необычное ис пользование фразеологизма в рассказе М. Горького «Страсти-мордасти», который называют едва ли не лучшим реалистическим произведением пи сателя (Тенишева, 1979, 395 -3 9 6 ). Написанный в 1912 г. (или 1913 г.), он вошел в цикл «По Руси», поскольку соответствовал проблематике цикла и сыграл свою роль в воссоздании панорамы «русской земли и русской жиз ни 8 0 -х и 9 0 - х годов XIX века» (Тенишева, 1979, 363). Как и остальные рассказы цикла, он является автобиографическим в своей основе, а автор- повествователь - один из действующих героев в любом рассказе. Художественная система этого произведения складывается из не скольких составляющих. Первая составляющая - время и место действия, т. е. его пространственно-временной хронотоп. Он определяется уже в на чальной фразе: «Душной летней ночью, в глухом переулке окраины горо да... я увидш странную картину: женщина, забравшись в середину об ширной лужи, топала ногами, разбрызгивая грязь, как это делают ребя тишки,- - топала и гнусаво пела скверненькую песню». Ключевые слова фразы - ночь, глухой (переулок), окраина, обширная лужа, грязь. Потом они в разных комбинациях еще не раз повторятся в тексте рассказа, опи сывающем две встречи автора-повествователя с Ленькой - одиннадцатилетним сыном пьяной певицы. Пространство, где происходит описываемое действо, сжимается: городская глухая окраина - дорога вдоль забора - двор большого двухэтажного д о м а -д ы р а в фундаменте дома 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=