ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

О. И. Фалина Тула, Россия Культурные аспекты лексики романа Т. Толстой «Кысь» Проводя анализ романной лексики, необходимо отметить, что Т.Толстая повествует нам о происходящих событиях в жизни Бенедикта, не называя себя - отсутствие местоимения «я» и глаголов в 1-ом лице единственного числа указывают на то, что в данном романе представлен повествователь-наблюдатель. Следовательно, анализируя лексику произ­ ведения, мы можем в полной мере составить речевой портрет повествова­ теля и живущих в поствзрывном обществе людей, а также прийти к выво­ дам об общем состоянии культуры в данном обществе. Ещё Платон в своем диалоге «Кратил» ставит вопрос об именах «пер­ вых» и «состоящих из первичных», т.е. простых и производных (Платон, http: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/ kratil.php). Простых (типа «дом», «стол») в развитых современных языках гораздо меньше, чем производных. Большую же часть лексики, живую, непрестанно попол­ няющуюся, составляют слова производные, созданные путем аффиксаль­ ного словообразования. Такой путь создания названий - один из самых продуктивных и распространённых. Что касается словообразования в романе Т.Толстой «Кысь», то для ав­ тора в нём нет границ. Пределов деривации для повествователя тоже не существует: он образует слова всяческими способами, известными русско­ му языкознанию. Из простых односложных слов производятся новые, со­ ставленные на их основе - многосложные слова. Добавляются или заме­ няются приставки для усиления семантического значения языковых еди­ ниц. От сложных, наоборот, отчленяются суффиксы, также образуя новые слова («папорот», «беспокой»). Производя те или иные языковые единицы и конструкции, повествователь не прибегает к внедрению иностранной лексики, при этом удачно решая ситуативные проблемы и показав, что в процессе развития язык подвергся изменению, как и сами герои романа. Приставочный способ словообразования действует в рамках всех ос­ новных частей речи, но более всего присущ глаголам. Это объясняется тем, что приставки обычно указывают направление действия. Т.Толстая создаёт свои новообразования путём замены одной приставки на другую, ей сино­ нимичную, при этом не меняя всей формы слова, либо путём добавления дополнительной приставки. Языковые единицы, образованные приставоч­ ным способом, приобретают простонародный характер («сменяй», «под­ мочь», «обтрогать», «обсмотреть», «заместо»), обозначают действие в оп­ ределенной сфере деятельности, несвойственное нашему настоящему, а следовательно, не нашедшее в нём места («перебелял»), или усиливают семантическое значение слова, что придаёт большую экспрессивность 72

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=