ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

И решено было в школе устроить учительскую вечеринку. Услови­ лись, в каком классе расставить столы, какой класс освободить. Объяви­ лись добровольцы печь пироги, делать салаты, варить картошку. ... Сло­ вом, все шло на лад, если бы не маленькая загвоздка: некоторых смущало само слово «вечеринка». Говорили, что это слово мещанское, что оно от­ дает кабаком. Спору не было бы конца, если бы не вмешался сам Прокоп. Старейший учитель школы Прокопий Андреевич, которого все поко­ ления учеников и коллег за глаза называли Прокопом, был человеком не­ суетливым и рассудительным. В разгар спора, когда решалась судьба весе­ лого слова «вечеринка», Прокоп, ни к кому не обращаясь, произнес: - Во времена моей юности такие вечера назывались «спайкой» или «смычкой». В учительской воцарилось неловкое молчание. Тогда Прокоп повер­ нулся к товарищам, посмотрел на них исподлобья и сказал: - Чтобы вас не терзали сомнения, обратимся к Далю. Через минуту он уже стоял посреди комнаты с внушительным томом толкового словаря в руках. - Итак, по Далю, «вечеринка» - название вечерних сборищ, собра­ ний, пиров. - Прокоп обвел товарищей насмешливым взглядом и продол­ жал: - Если не подходит, есть еще вариант: «вечерница - вечернее собра­ ние девок под предлогом чески льна, пряжения, куда приходят холостые парни, просиживая ночь напролет». Если заменить ческу льна проверкой тетрадей, то это вполне подходящий вариант. Правда, с холостыми парня­ ми дело у нас обстоит худо. Выступление Прокопа принесло желанную разрядку. Все заулыба­ лись, и доброе русское слово «вечеринка» перестало отдавать кабаком (Ю.Яковлев. Вечеринка). Таким образом, в текстовой синонимии отчетливо обнаруживается «неопределенность значения, нежестко очерчивающего область предмет­ ной отнесенности слова, - важнейшее, глубинное свойство его семантики. Оно отражает качества объективного мира - отсутствие резких границ ме­ жду предметами и явлениями, наличие взаимосвязей и взаимопереходов, эволюцию и развитие - и соответствует особенностям нашего сознания, воспринимающего и общее, и отдельное, конкретное в объективной дейст­ вительности» (Солганик, 1987, 8). Глубинная мотивация использования синонимов в тексте связана с внутренней диалогичностью процесса мышления, стимулирующей нюан­ сировку понятия с учетом позиций коммуникантов. В закономерностях си­ нонимического варьирования проявляются характерные для современного человека формы концептуализации действительности, неразрывно связан­ ные с происходящими в обществе процессами. Любопытен пример, экс­ плицирующий процесс формирования нового синонимического ряда под влиянием меняющихся в социуме оценок: 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=