ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
И решено было в школе устроить учительскую вечеринку. Услови лись, в каком классе расставить столы, какой класс освободить. Объяви лись добровольцы печь пироги, делать салаты, варить картошку. ... Сло вом, все шло на лад, если бы не маленькая загвоздка: некоторых смущало само слово «вечеринка». Говорили, что это слово мещанское, что оно от дает кабаком. Спору не было бы конца, если бы не вмешался сам Прокоп. Старейший учитель школы Прокопий Андреевич, которого все поко ления учеников и коллег за глаза называли Прокопом, был человеком не суетливым и рассудительным. В разгар спора, когда решалась судьба весе лого слова «вечеринка», Прокоп, ни к кому не обращаясь, произнес: - Во времена моей юности такие вечера назывались «спайкой» или «смычкой». В учительской воцарилось неловкое молчание. Тогда Прокоп повер нулся к товарищам, посмотрел на них исподлобья и сказал: - Чтобы вас не терзали сомнения, обратимся к Далю. Через минуту он уже стоял посреди комнаты с внушительным томом толкового словаря в руках. - Итак, по Далю, «вечеринка» - название вечерних сборищ, собра ний, пиров. - Прокоп обвел товарищей насмешливым взглядом и продол жал: - Если не подходит, есть еще вариант: «вечерница - вечернее собра ние девок под предлогом чески льна, пряжения, куда приходят холостые парни, просиживая ночь напролет». Если заменить ческу льна проверкой тетрадей, то это вполне подходящий вариант. Правда, с холостыми парня ми дело у нас обстоит худо. Выступление Прокопа принесло желанную разрядку. Все заулыба лись, и доброе русское слово «вечеринка» перестало отдавать кабаком (Ю.Яковлев. Вечеринка). Таким образом, в текстовой синонимии отчетливо обнаруживается «неопределенность значения, нежестко очерчивающего область предмет ной отнесенности слова, - важнейшее, глубинное свойство его семантики. Оно отражает качества объективного мира - отсутствие резких границ ме жду предметами и явлениями, наличие взаимосвязей и взаимопереходов, эволюцию и развитие - и соответствует особенностям нашего сознания, воспринимающего и общее, и отдельное, конкретное в объективной дейст вительности» (Солганик, 1987, 8). Глубинная мотивация использования синонимов в тексте связана с внутренней диалогичностью процесса мышления, стимулирующей нюан сировку понятия с учетом позиций коммуникантов. В закономерностях си нонимического варьирования проявляются характерные для современного человека формы концептуализации действительности, неразрывно связан ные с происходящими в обществе процессами. Любопытен пример, экс плицирующий процесс формирования нового синонимического ряда под влиянием меняющихся в социуме оценок: 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=