ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

куляции, растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения. Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение но­ вой. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое коли­ чество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых. Подавляющее большинство водных метафор Л.Н. Толстого носит религиозный характер. Обилие метафор, связанных со стихией воды в тек­ стах Л.Н. Толстого, обусловлено двумя факторами: во-первых, стихия во­ ды традиционно воспринималась человеком как стихия жизни, её зарожде­ ния; во-вторых, связь жизни со стихией воды является традиционным для христианского учения (обряд крещения, рыба как христианский символ жизни). Стихия жизни представляется Л.Н. Толстому как некое водное про­ странство, в которое помещен человек. Под берегом следует понимать мир божий, царствие небесное, которое человек покидает. Учение Христа Л.Н. Толстой осмысливает как компас, который единственный должен ука­ зывать человеку путь к другому берегу, под которым следует понимать возвращение к Богу-отцу, в царствие небесное. Л.Н. Толстой осмысливает земное бытие человека'как непрерывный путь, дорогу от одного берега к другому. В связи с этим возникает образ реки, который имеет определенное символическое наполнение (река как образ-символ жизни человека, его пути; два берега как два ключевых мо­ мента человеческого бытия - рождение и смерть). В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что биоморфный культурный код чрезвычайно важен для идейного пространства поздних публицистических произведений Л.Н. Толстого. С одной стороны, в тек­ стах писателя мы можем наблюдать отражение традиционный представле­ ний о мире, вербализованное в биоморфных метафорах. Однако, с другой стороны, весьма распространены случаи трансформации узуальных пред­ ставлений. Данный факт объясняется тем, что художественный взгляд пи­ сателя уникален и неповторим. Литература Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник: Общ ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской.- М.: Прогресс, 1990 - С. 5 - 3 3 Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры: Сборник: Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской,- М.: Прогресс, 1°90 - С .173- 194. Блэк М. Теория метафоры 7 Теория метафоры: Сборник: Общ. ред. Н.Д. Ар>гюновой и М.А. Журинской - М.: Прогресс, 1990- С . 153-172. Лингвистический энциклопедический словарь // Гл. ред. В. Н. Ярцева - М.: Бол. рос. энциклопедия, 2002. - 709 с. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 90 томах / Л.Н. Толстой. - М.: «Ху­ дожественная литература», 1983. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=