ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

образ богатых, образованных и праздных людей дворянского сословия: «.. .не способны жить своими средствами, но могущие жить только как па­ разиты или те муравьи, которых кормят их рабы» (Толстой, «В чем моя вера?», Т.23, 358). «Муравей» традиционно символизирует прилежание, терпение, скромность, предусмотрительность. Как видим, Л.Н. Толстой отходит от традиционного понимания данной метафоры и наполняет её своими, окказиональными смыслами. Подобного рода трансформация мо­ жет быть обусловлена тем, что в сознании Л.Н. Толстого метафора «мура­ вей» связывается с другой метафорой, «паразит», которая эксплицирует явно негативный прагматический компонент. Рассмотрим еще одну биоморфную (зооморфную) метафору: «Я по­ нял, что это естественный закон человека, тот, при котором только он мо­ жет исполнить свое назначение и потому быть счастлив. Я понял, что за­ кон этот нарушался и нарушается тем, что люди насилием, как грабитель­ ницы-пчелы, освобождают себя от труда, пользуются трудом других, на­ правляя этот труд не к общей цели, а к личному удовлетворению разрас­ тающихся похотей, и так же, как грабителы/иг^ы-пчелы, погибают от этого » (Толстой, «Так что же нам делать?», Т.30, 378). «Пчела» необык­ новенно богатый смыслами символ. Среди качеств, приписываемых пчеле, - усердие, организаторские и технические способности, общительность, чистоплотность, скромность, одухотворенность, мудрость, храбрость, уме­ ренность, сдержанность, творческие способности, самоотверженность, красноречие («медовые речи»). Пчелы являлись атрибутами или спутниками многих богов, включая великую античную богиню Кибелу, Артемиду (Диану), греческую богиню плодородия Деметру, жриц которой называли «пчелами». Христиане про­ должили эту традицию для описания монашеских сообществ, саму Цер­ ковь именуя при этом Ульем. Пчелиный мед и жало являются символами благодати и страданий Христа. В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчела была аллегорией души. Как видим, что традиционное представление о плече расходится с тем, которое наблюдаем в тексте Л.Н. Толстого. Метафора «пчела» упот­ ребляется писателем для характеристики богатых и образованных людей дворянского сословия, людей нетрудовых и имеет явно отрицательную оценку и негативное эмотивное наполнение в контексте произведения. Данный факт подтверждает то, что Л.Н Толстой распространяет метафору за счет ввода позиции приложения - «пчелы -грабительницы». К биоморфным метафорам могут быть отнесены те, которые основаны на образах, связанными с одной из четырех стихий. Наиболее распростра­ нены в текстах писателя метафоры, связанные со стихией воды. «Вода» - древний универсальный символ чистоты и плодородия. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод. Вода - эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их цир­ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=