ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
Е. В. Матвеева / Тула, Россия Биоморфная метафора в поздних публицистических произведениях Л. Н. Толстого На смену изучению языка как независимой и абстрактной системы знаков приходит когнитивный подход, в центре которого - индивид, вы ражающий свои мысли при помощи метафор, мыслящий метафорами, соз дающий при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Как отмечает Н.Д. Арутюнова в статье «Метафора и дискурс», в метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только на ционально-специфического видения мира, но и его универсального образа. Метафора тем самым укрепила связь с логикой, с одной стороны, и мифо логией - с другой. Изучение метафоры в поздних публицистических произведениях Л.Н. Толстого представляется нам весьма актуальным. Отметим, что язык поздних публицистических произведений писателя не изучен. Глубоко и всестороннее изучены философские воззрения Л.Н. Толстого. Так, Г.Я. Га- лаган исследовал художественно-этические аспекты творчества писателя (проблемы должного и сущего, порока и добродетели). Философско- этический анализ публицистических произведений Л.Н. Толстого прово дился в трудах Н.Н. Гусева, И.В. Чуприной. Работы В.Н. Ильина, И.Б. Мардова изучают мировоззрение Л.Н. Толстого в тесной связи с био графией писателя. Ряд работ посвящен формированию его эстетических принципов (исследования Е.Н. Купреянова). Метафорика Л.Н. Толстого (в особенности метафорика поздних публицистических произведений) не подвергалась глубокому изучению. Целью настоящей статьи является анализ и интерпретация биоморф- ных метафор в поздней публицистике Л.Н. Толстого. Период 90 - 900-х годов становится ключевым, переломным для писателя. Именно в этот пе риод на первый план выступает Толстой-философ, которого интересует проблема истинной веры, истинного бытия. Именно в этот период Л.Н. Толстой создает свое философское учение. С одной стороны, он по рывает с традицией (религиозной, социальной, культурной), старается пе реосмыслить или даже опровергнуть её, с другой стороны, обращается к традиции (вводит в свои произведения элементы религиозной литературы). Подобный дуализм отражается в языке писателя, в том, в Л.Н. Толстой стремится переосмыслить некие узуальные представления и стереотипы и одновременно обращается к ним. Метафоры, в основе которых лежит биоморфный культурный код, весьма распространены в произведениях писателя. Так, например, именно биоморфную метафору Л.Н. Толстой употребляет для того, чтобы создать 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=