ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Е. В. Матвеева / Тула, Россия Биоморфная метафора в поздних публицистических произведениях Л. Н. Толстого На смену изучению языка как независимой и абстрактной системы знаков приходит когнитивный подход, в центре которого - индивид, вы­ ражающий свои мысли при помощи метафор, мыслящий метафорами, соз­ дающий при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Как отмечает Н.Д. Арутюнова в статье «Метафора и дискурс», в метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только на­ ционально-специфического видения мира, но и его универсального образа. Метафора тем самым укрепила связь с логикой, с одной стороны, и мифо­ логией - с другой. Изучение метафоры в поздних публицистических произведениях Л.Н. Толстого представляется нам весьма актуальным. Отметим, что язык поздних публицистических произведений писателя не изучен. Глубоко и всестороннее изучены философские воззрения Л.Н. Толстого. Так, Г.Я. Га- лаган исследовал художественно-этические аспекты творчества писателя (проблемы должного и сущего, порока и добродетели). Философско- этический анализ публицистических произведений Л.Н. Толстого прово­ дился в трудах Н.Н. Гусева, И.В. Чуприной. Работы В.Н. Ильина, И.Б. Мардова изучают мировоззрение Л.Н. Толстого в тесной связи с био­ графией писателя. Ряд работ посвящен формированию его эстетических принципов (исследования Е.Н. Купреянова). Метафорика Л.Н. Толстого (в особенности метафорика поздних публицистических произведений) не подвергалась глубокому изучению. Целью настоящей статьи является анализ и интерпретация биоморф- ных метафор в поздней публицистике Л.Н. Толстого. Период 90 - 900-х годов становится ключевым, переломным для писателя. Именно в этот пе­ риод на первый план выступает Толстой-философ, которого интересует проблема истинной веры, истинного бытия. Именно в этот период Л.Н. Толстой создает свое философское учение. С одной стороны, он по­ рывает с традицией (религиозной, социальной, культурной), старается пе­ реосмыслить или даже опровергнуть её, с другой стороны, обращается к традиции (вводит в свои произведения элементы религиозной литературы). Подобный дуализм отражается в языке писателя, в том, в Л.Н. Толстой стремится переосмыслить некие узуальные представления и стереотипы и одновременно обращается к ним. Метафоры, в основе которых лежит биоморфный культурный код, весьма распространены в произведениях писателя. Так, например, именно биоморфную метафору Л.Н. Толстой употребляет для того, чтобы создать 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=