ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Таким образом, под символом в литературе понимается образ, взя­ тый в аспекте своей знаковости; он есть знак, наделённый всей органично­ стью и неисчерпаемой многозначностью образа. Художественная задача символа заключается в том, что, влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринимать идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснять их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать «проводником» к нему. С точки зрения лингвокультурологии, символ - это своего рода конг­ ломерат равноценных значений, и этим он отличается от других тропов. Прямое значение в символе равноправно абстрактному: абстрактная идея закодирована в конкретном содержании для того, чтобы выразить абст­ рактное через конкретное, но и конкретное кодируется абстрактным, что­ бы показать его идеальный, отвлеченный смысл. Таким образом, значение и абстрактного, и конкретного обогащается: солнце есть символ золота, но и золото есть символ солнца. Но в своем единстве они дают новую амаль­ гамированную сущность (от слова амальгама). Слово-символ - это своего рода «банк данных», который можно представить себе в виде спирали, т.е. кругов, как бы упрятанных друг в друга и переходящих один в другой. Это семантическая спираль символа, которая включает в себя широкий спектр значений, начиная от имплицит­ ных (скрытых, потенциальных), т.е. никак не выраженных в слове, но яв­ ляющихся неотъемлемой его частью, и кончая шкалой семантических суб­ ститутов (заместителей), т.е. запрограммированной заменой одного значе­ ния другим. В основе символа лежит образ. Всякий символ есть образ, однако об­ раз можно считать символом лишь при определенных условиях. Н. Фрай выделяет следующие критерии «символичности» образа в поэзии: 1) нали­ чие абстрактного символического значения эксплицируется (проявляется) контекстом; 2) образ представлен так, что его буквальное толкование не­ возможно или недостаточно; 3) образ имплицирует (скрывает) ассоциацию с мифом, легендой, фольклором. Символ - концепт, родственный образу, поэтому часто говорят о сим­ волических образах. Символу сопутствуют высокие смыслы, в то время как образ может ассоциироваться с объектом любого уровня. Если переход от образа к метафоре вызван семантическими и художественными нужда­ ми, то переход к символу (и от образа, и от знака) определяется факторами экстралиш вистического характера. Символ как бы наращивается на прямом значении соответствующего слова, не заменяя и не видоизменяя его, но включаясь при этом в широкий культурный контекст. Любой троп может вступать в контакты с символом, участвуя в формировании затекстовых смыслов, потому что символ - уни­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=