ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

чиваег сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, об­ ладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможно­ сти человеческого восприятия. «Я называю символом всякую структуру значения, - писал П.Рикер, - где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выраже­ ний с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле». Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, кото­ рые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетво­ ряя и наполняя смыслом. Символ - понятие, не тождественное знаку. Это самостоятельная и внеязыковая категория, которая может быть понята тем или иным образом, но не познана в полной мере. Символы находятся за пределами знака и являются неотъемлемой частью жизни сознания, в культуре они проявляются и действуют в знаковой форме. Любой тип зна­ ка, в зависимости от контекста, может быть символом, но символ не явля­ ется конкретным типом знака. Знак - чувственно воспринимаемая часть символа. Лотман отмечает, что «символ выступает конденсатором всех принципов знаковое™ и одновременно выводит за пределы знаковости». СИМВОЛ (греч. symbolon) - объект, стереотип поведения, слово, ука­ зывающее на некоторую значимую для человека область реальности, на определенный порядок - природный, созданный людьми, связанный с пси­ хическими состояниями или переживаниями и имеющий предметную вы­ раженность, отличную от представленности в общепризнанной форме; знаковое замещение определенного культур, порядка (религ., науч., худ. и т.п.) или его составляющих. Символы культуры - этим термином обозначаю! условный вещест­ венный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Такими символами культуры народа вы­ ступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, жи­ вотные и растения (сова, лев, волк, дуб, олива, лавр, коса и др.); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, Алконост, анчутка, домовой и др.). Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и ино­ сказательно выражает определенное содержание, которое составляет су­ щество ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, свя­ занные с толкованием этого объекта. Понятие символа как символизации психических конфликтов в сно­ видении встречается в психоанализе 3. Фрейда. Он различал два типа сим­ волов: символы, имеющие ограниченное индивидуальное происхождение, которые образованы отдельным человеком, и универсальные, которые можно встретить во всех сновидениях. Фрейд также утверждает, что сим­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=