ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
2. Культура и текст одновременно и дискретны, и континуальны, це лостны. 3. В тексте совмещаются язык и метаязык; любой текст «закодирован дважды»: один язык используется для описания ситуации —кодирования сообщения, а другой для его толкования. Такие термины, как «закон» и «молитва», принадлежат каждый двум языкам - общему и специальному Текст бисемиотичен, культура также принципиально полисемиотична, она опирается на множество языков. 4. И текст, и культура нуждаются в интерпретации. Путем интерпре тации текста происходит процесс его осознания. Вот почему Хайдеггер и другие философы-экзистенциалисты ставят знак равенства между текстом и сознанием. Культура в сознании ее носителей непрерывно видоизменяет ся, она живет постольку, поскольку ее компоненты - тексты - постоянно прочитываются заново. 5. В тексте и кульгуре присутствуют элементы объективного и субъ ективного. 6. В культуре постоянно противоборствуют консервативное и нова торское начала. Для ее нормального функционирования важны и традиции, и новаторство. В концепции К. Леви-Стросса противопоставлены два типа культуры. Холодная культура рассчитана на максимально точное воспро изведение текстов, например, религиозных, сакральных. Горячая культура настроена не столько на воспроизведение созданных текстов, сколько на их решительное обновление. В тексте также различаются тематическая и рематическая стороны, данное и новое. Культура по своей сути рематична, она самообновляется и самообогащается. Понятия симболарий культуры и текст культуры являются смежны ми. И культурный текст, и культурный симболарий представляют собой совокупность маркированных знаков. Однако симболарий культуры вклю чает в себя парадигматический аспект этой совокупности (перечни куль турно-маркированных знаков), а текст культуры - синтагматический, функциональный. Инвентарь симболария культуры представлен такими понятиями, как архетип, тотем, фетиш, ритуал, оберег, эталон, стереотип, мифологема, символ. В своей статье мы остановимся на понятии символ, гак как мы пола гаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появ ляется способность сознания к символизации. Проблема символа в культуре является одной из самых сложных проб лем современной науки. Символ —одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, ко торым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре универсальная, многозначная категория, раскры вающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просве- 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=