ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

2. Культура и текст одновременно и дискретны, и континуальны, це­ лостны. 3. В тексте совмещаются язык и метаязык; любой текст «закодирован дважды»: один язык используется для описания ситуации —кодирования сообщения, а другой для его толкования. Такие термины, как «закон» и «молитва», принадлежат каждый двум языкам - общему и специальному Текст бисемиотичен, культура также принципиально полисемиотична, она опирается на множество языков. 4. И текст, и культура нуждаются в интерпретации. Путем интерпре­ тации текста происходит процесс его осознания. Вот почему Хайдеггер и другие философы-экзистенциалисты ставят знак равенства между текстом и сознанием. Культура в сознании ее носителей непрерывно видоизменяет­ ся, она живет постольку, поскольку ее компоненты - тексты - постоянно прочитываются заново. 5. В тексте и кульгуре присутствуют элементы объективного и субъ­ ективного. 6. В культуре постоянно противоборствуют консервативное и нова­ торское начала. Для ее нормального функционирования важны и традиции, и новаторство. В концепции К. Леви-Стросса противопоставлены два типа культуры. Холодная культура рассчитана на максимально точное воспро­ изведение текстов, например, религиозных, сакральных. Горячая культура настроена не столько на воспроизведение созданных текстов, сколько на их решительное обновление. В тексте также различаются тематическая и рематическая стороны, данное и новое. Культура по своей сути рематична, она самообновляется и самообогащается. Понятия симболарий культуры и текст культуры являются смежны­ ми. И культурный текст, и культурный симболарий представляют собой совокупность маркированных знаков. Однако симболарий культуры вклю­ чает в себя парадигматический аспект этой совокупности (перечни куль­ турно-маркированных знаков), а текст культуры - синтагматический, функциональный. Инвентарь симболария культуры представлен такими понятиями, как архетип, тотем, фетиш, ритуал, оберег, эталон, стереотип, мифологема, символ. В своей статье мы остановимся на понятии символ, гак как мы пола­ гаем, что человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появ­ ляется способность сознания к символизации. Проблема символа в культуре является одной из самых сложных проб­ лем современной науки. Символ —одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, ко­ торым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре универсальная, многозначная категория, раскры­ вающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просве- 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=