ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
выступает изобразительный принцип обратной (или символической) пер спективы, отражающий реальные законы устройства духовного мира. Об ратная перспектива выступает в данном случае как наглядное выражение мировоззрения особого тина, как целостная система символического вос приятия реальности. В понимании С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского символ выступает как своеобразный посредник между миром земным, естественным и миром сверхъестественным, горним. Символ предстаёт как важнейшая художест- венно-гносеологическая форма постижения потусторонней божественной сущности и, одновременно, её конкретно-чувственный аналог в земной ре альности. В концепции С.Н.Булгакова понятие символа стоит среди клю чевых категорий, с помощью которых решается проблема онтологизации имени, укоренения его в стихии иервосушности, что наглядно проявляется при рассмотрении им онтологии света. Символ в концепции А .Ф .Лосева- место встречи сущности и явления, становящегося проявлением сущности благодаря неразрывной связи сим волизма и апофатизма, так как только символизм, по его мнению, позволя ет апофатической сущности явиться «в твёрдых очертаниях». Лосев рас сматривает символ как онтологическую основу культуры, как организую щий принцип человеческой жизни, позволяющий творить мироздание. Особенно значимыми являются для нас следующие соотношения, обозна ченные А. Лосевым: • символ и функция, т.е. отражение; • символ и вещь: символ есть вещь, отраженная в сознании говоря щего; • символ и сущность, где под сущностью понимается интегральный признак вещи, в слове - денотат как актуальный смысл контекста; • символ и модель, т.е. образец, схема. Символ в тексте дается нам через призму авторского сознания, т.е. уже отраженным и получившим словесное воплощение. Под «вещью» мы понимаем явление не только предметного, но и психического мира. Каж дая вещь, способная быть выраженной словом, имеет в языке определен ное лексическое значение, обладающее известной структурой. Для семного анализа наиболее значимым оказывается интегральный признак (сущ ность), позволяющий отнести вещь к тому или иному классу подобных; для контекстуального анализа - денотат, определяющий языковую валент ность. Символ как знак представляет собой модель, наполнение которой определяется авторским и исследовательским замыслами. Еще один представитель философского направления - В.М. Розин - считает, что определение символа невозможно без учета двух его функций - быть знаком и вводить в психические реальности, выражая и актуализи руя в них процесс взаимодействия событий этой реальности событиями, обозначаемым символом конкретной ситуации (Розин, 2000, 75). 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=