ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

выступает изобразительный принцип обратной (или символической) пер­ спективы, отражающий реальные законы устройства духовного мира. Об­ ратная перспектива выступает в данном случае как наглядное выражение мировоззрения особого тина, как целостная система символического вос­ приятия реальности. В понимании С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского символ выступает как своеобразный посредник между миром земным, естественным и миром сверхъестественным, горним. Символ предстаёт как важнейшая художест- венно-гносеологическая форма постижения потусторонней божественной сущности и, одновременно, её конкретно-чувственный аналог в земной ре­ альности. В концепции С.Н.Булгакова понятие символа стоит среди клю­ чевых категорий, с помощью которых решается проблема онтологизации имени, укоренения его в стихии иервосушности, что наглядно проявляется при рассмотрении им онтологии света. Символ в концепции А .Ф .Лосева- место встречи сущности и явления, становящегося проявлением сущности благодаря неразрывной связи сим­ волизма и апофатизма, так как только символизм, по его мнению, позволя­ ет апофатической сущности явиться «в твёрдых очертаниях». Лосев рас­ сматривает символ как онтологическую основу культуры, как организую­ щий принцип человеческой жизни, позволяющий творить мироздание. Особенно значимыми являются для нас следующие соотношения, обозна­ ченные А. Лосевым: • символ и функция, т.е. отражение; • символ и вещь: символ есть вещь, отраженная в сознании говоря­ щего; • символ и сущность, где под сущностью понимается интегральный признак вещи, в слове - денотат как актуальный смысл контекста; • символ и модель, т.е. образец, схема. Символ в тексте дается нам через призму авторского сознания, т.е. уже отраженным и получившим словесное воплощение. Под «вещью» мы понимаем явление не только предметного, но и психического мира. Каж­ дая вещь, способная быть выраженной словом, имеет в языке определен­ ное лексическое значение, обладающее известной структурой. Для семного анализа наиболее значимым оказывается интегральный признак (сущ­ ность), позволяющий отнести вещь к тому или иному классу подобных; для контекстуального анализа - денотат, определяющий языковую валент­ ность. Символ как знак представляет собой модель, наполнение которой определяется авторским и исследовательским замыслами. Еще один представитель философского направления - В.М. Розин - считает, что определение символа невозможно без учета двух его функций - быть знаком и вводить в психические реальности, выражая и актуализи­ руя в них процесс взаимодействия событий этой реальности событиями, обозначаемым символом конкретной ситуации (Розин, 2000, 75). 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=