ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
деленного контекста (культуры) как символическое содержание этого зна ка. Символ, писал Гегель, есть «некоторое созерцание, собственная опре деленность которого по своей сущности и понятию является более или ме нее тем самым содержанием, которое оно как символ выражает; напротив, когда речь идет о знаке как таковом, то собственное содержание созерца ния и то, коего оно является знаком, не имеют между собой ничего обще го» (Гегель, 1968,414-415). В позитивистской научной традиции был развит рационалистический подход к символу (Д.С. Милль, Спенсер) на материале эволюционной че ловеческой цивилизации. В «философии жизни» (Дильтей, Ницше, отчасти Зиммель) символизация выступает как главное средство культуры и, одно временно, как инструмент ее критики, средство нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеческой воли. Кассирер делает сим вол универсальной категорией: все формы культуры рассматриваются им как иерархия «символических форм», адекватная духовному миру челове ка (который определяется как «символическое животное»). Для Шпенглера символизация - основной критерий выделения ло кальных культур (теория «прасимволов»). Психоанализ рассматривал сим вол как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как «архетипичный образ», возникающий вследствие опосредствования человеческим сознанием глубинных императивов родо вого прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннесред невековой эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия озна чающего и означаемого в символе в связи с проблемой реализма в искус стве. Специфические черты символической деятельности человека иссле дуются также Лангер, Тодоровьш, Рикером, Гадамером. Символизм в русской философии XX века выражает особенность жизнеощущения, мышления, модальность мировосприятия, которая обре тает своё продолжение и развитие в философии. Символизм в творчестве русских мыслителей предстаёт перед исследователем как многоплановая жизненная практика, где через философское творчество реализуется фун даментальная антропологическая установка деятельною взаимодействия с Бытием. Эта установка укоренена не только в способе мысли, но и в лич ном, глубоко переживаемом опыте общения с миром. В гносеологическом плане символ превращается в сокровенно-сущностный инструмент позна ния мира, в онтологическом - становится субстанциальной основой суще го. Символ - это принцип совпадения явления и сущности, ему чужда зна ковая сторона, он бесконечен, его смысловая глубина неисчерпаема. В диалектике П.А.Флоренского символ играет особую гносеологиче скую роль, сводя отдельные впечатления от реальности в единый, закон ченный образ, синопсис, позволяющий совместить различные точки зре ния, множество раздельных созерцаний, бесконечных и неисчерпаемых по своему разнообразию. Наглядным, зримым воплощением такого синопсиса 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=