ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

деленного контекста (культуры) как символическое содержание этого зна­ ка. Символ, писал Гегель, есть «некоторое созерцание, собственная опре­ деленность которого по своей сущности и понятию является более или ме­ нее тем самым содержанием, которое оно как символ выражает; напротив, когда речь идет о знаке как таковом, то собственное содержание созерца­ ния и то, коего оно является знаком, не имеют между собой ничего обще­ го» (Гегель, 1968,414-415). В позитивистской научной традиции был развит рационалистический подход к символу (Д.С. Милль, Спенсер) на материале эволюционной че­ ловеческой цивилизации. В «философии жизни» (Дильтей, Ницше, отчасти Зиммель) символизация выступает как главное средство культуры и, одно­ временно, как инструмент ее критики, средство нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеческой воли. Кассирер делает сим­ вол универсальной категорией: все формы культуры рассматриваются им как иерархия «символических форм», адекватная духовному миру челове­ ка (который определяется как «символическое животное»). Для Шпенглера символизация - основной критерий выделения ло­ кальных культур (теория «прасимволов»). Психоанализ рассматривал сим­ вол как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как «архетипичный образ», возникающий вследствие опосредствования человеческим сознанием глубинных императивов родо­ вого прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннесред­ невековой эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия озна­ чающего и означаемого в символе в связи с проблемой реализма в искус­ стве. Специфические черты символической деятельности человека иссле­ дуются также Лангер, Тодоровьш, Рикером, Гадамером. Символизм в русской философии XX века выражает особенность жизнеощущения, мышления, модальность мировосприятия, которая обре­ тает своё продолжение и развитие в философии. Символизм в творчестве русских мыслителей предстаёт перед исследователем как многоплановая жизненная практика, где через философское творчество реализуется фун­ даментальная антропологическая установка деятельною взаимодействия с Бытием. Эта установка укоренена не только в способе мысли, но и в лич­ ном, глубоко переживаемом опыте общения с миром. В гносеологическом плане символ превращается в сокровенно-сущностный инструмент позна­ ния мира, в онтологическом - становится субстанциальной основой суще­ го. Символ - это принцип совпадения явления и сущности, ему чужда зна­ ковая сторона, он бесконечен, его смысловая глубина неисчерпаема. В диалектике П.А.Флоренского символ играет особую гносеологиче­ скую роль, сводя отдельные впечатления от реальности в единый, закон­ ченный образ, синопсис, позволяющий совместить различные точки зре­ ния, множество раздельных созерцаний, бесконечных и неисчерпаемых по своему разнообразию. Наглядным, зримым воплощением такого синопсиса 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=