ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

эмблематические возможности. Такая ситуация продолжается вплоть до последней четверти XVIII века: Возрождение, Маньеризм, Барокко, Про­ свещение богаты своими символическими художественными и религиоз­ ными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства ино­ сказания и геральдической репрезентации. Изменение сигуации происходит только с появлением философии Канта. Под символом Кант понимает особый вид представления, с помо­ щью которого передается то, что нельзя передать посредством дискурсив­ ного дискурса. Такое толкование «символа» уходит своими корнями в кан­ товское разграничение познания (путем рассудка и путем разума, интуи­ тивного рассудка, «недискурсивного» по Канту). Дискурсивный рассудок - представление целого как зависимого от частей, недискурсивный рассудок - постижение вещей такими, какие они есть, т.е. прообразно, части мыс­ лятся как зависимые от целого. По Канту, символ - это «идея разума» данная в созерцании. Это такое созерцание, «когда под понятие, которое может мыслиться только разумом и которому не может соответствовать ни какое чувственное созерцание, подводится такое созерцание» [Кант 1964- 1966:429]. Таким образом, по Канту, символ - это чувственный способ представ­ ления идей разума, а постижение символа - это интуитивное постижение идеи, которая бесконечна и неисчерпаема своей неизреченностью, ибо ее невозможно изречь. Символ - центральная категория философской системы Шеллинга. Он полагает, что субстанциональной основой символа является идея беско­ нечного. Это трактуется как абсолютное тождество идеального и реально­ го. Главная особенность всего того, что тракгуется и понимается как сим­ вол, - непостижимость, сущностная и нерасторжимая связь и единство с идеей. Идея в символе воплощается в образе, по словам Гёте: «символика превращает явление в идею, идею в образ и притом так, что идея остаётся в образе бесконечно действенной и непостижимой. Даже выраженная на всех языках, она осталась всё-таки невыразимой» (Гете, 1964, 141-142). Согласно Шеллингу, наиболее полное и глубокое воспроизведение сущности мира осуществляется в искусстве, для которого символ является основополагающим понятием. Но, поскольку исторически искусство про­ изошло из мифологии, то и мифологический символ есть основа. Шеллинг пишет: «всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открыв­ шуюся ему часть мира и из материала создать собственную мифологию» (Шеллинг, 1966, 147-148). Для того, чтобы образ стал символом, необхо­ димо выявить из контекста его знаковую природу. Именно контекст, в ко­ тором функционирует знак, является связующим звеном между образом и символом. Для Гегеля символ - это такой знак, который своей внешней формой выражает определенный смысл, который мы понимаем при наличии опре­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=