ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
Е.В. Шелестюк из всех многочисленных определений символа наибо лее релевантным признает семиотическое, так как семиотика как общенауч ная дисциплина дает определение любых знаковых концептов. В широком семиотическом смысле символ есть такой знак, который предполагает нако пление своего первичного содержания в качестве формы другого, более аб страктного и общего содержания, причем вторичное значение, которое мо жет выражать понятие, не имеющее особого языкового выражения, объеди няется с первичным под общим означающим (Шелестюк, 1997, 125). Лингвистический подход к символу встречаем в работах А.А. Потеб- ни.К.И. Льюиса, Е.Г. Усовик, Э.Я. Кравченко. А.А. Потебня, анализируя символ в народной культуре, отмечает тен денцию «к потере изобразительности слова и связи поэзии с языком» (По тебня, 2000, 6). А.А Потебня не определяет каких-либо условий выявления символа, полагая, что им может быть, в принципе, любое слово. Аналогичный подход находим и в работе Э.Я.Кравченко, посвящен ной символике ранних произведений А. Белого. Исследователь предлагает ряд определений символа, представляющего собой многослойную струк- гуру, состоящую из различных типов смыслов. Символ - особый образ ху дожественного текста, знак, в котором синтезированы: предметный смысл (образ реальной действительности), смысл, возникающий из внутренней формы, иногда переходящий в мифологический, внутренний, глубокий смысл, бессознательно переживаемого сознания поэта и смысл, возникаю щий у воспринимающего (Кравченко, 1994, 6). По К. Льюису, словесный символ - опознавательный образец звуков, на чертаний, помет, используемых с целью выразить нечто (Льюис, 1998, 209). Е.Г. Усовик, анализируя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, отмечает, что «символ многозначный образ», одним из признаков которого являет ся полисемия и многослойность смысловой структуры (Усовик, 1995, 88). Любое понятие. Помимо существованияв сознании у автора и иссле дователя, функционирует еще и в языке, где имеет свое специфическое на полнение, в конечном итоге,- первичное, влияющее и на автора и на ис следователя как пользователей языка. Наиболее подробно остановимся на понимании символа в философии. Первые упоминания о символе мы находим еще в античности, в тру дах Демокрита, Эмпедокла, Платона, Пифагора, затем и Аристотеля, кото рый в своих представлениях о символе восходит ко взглядам своих пред шественников. В эпоху классической античности можно выделить 3 ос новных философских понимания понятия «символ». В представлении Де мокрита, символ - это слово, в котором в свернутом и скрытом виде за ключены свойства вещи. Эмпедокл полагает под символом «некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать». У Пифагора символ - это то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл. Дальнейшее 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=