ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

• лингвистическом (Потебня А 2000, Усовик Е 1995;Кравченко Э. 1994; Льюис К. 1998); • когнитивном (Бескова И. 2000), • изотерическом. Определяющемсимвол как элемент вечного и живо­ го во времени (Андреева В. 2001). Рассмотрим более подробно указанные направления. Мифологическое миропонимание предполагает расчлененное тожде­ ство символической формы и ее смысла, исключающее всякую рефлексию над символом. Это связано со спецификой мифологического мышления, которую Э. Кассирер видит в неразличении реального и ирреального, вещи и образа, тела и свойства (Соболева, 2000). Е.М Мелетинский добавляет еще чрезвычайно слабое развитие абстрактных понятий как одну из наибо­ лее важных свойств мифологического мышления наряду с диффузностью первобытного мышления и невыделением первобытным человеком себя из окружающего мира. Диффузность первобытного мышления проявляется в неотчетливом разделении субъекта и объекта, материального и идеального, вещи и ее атрибутов, статики и динамики, пространственных и временных отношений. Эта черта мифологического мышления обусловлена тем, что первобытный человек еще не выделял себя из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, при­ писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном облике, иметь социальную организацию (Мелетинский 1995, 165-169). Следствием подобного восприятия окружающей действительности явилось превращение мифа в замкнутую символическую систему с мощно разви­ той системой замещений реалий из жизни человека природными реалиями. Знаковая природа символа лежит в основе логического подхода. «Символ - условный чувственно-воспринимаемый объект, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие» (Кондаков, 1971, 467). Культурологическое направление представлено, в первую очередь, именем Ю.М. Лотмана. По мнению исследователя, символ связан с памя­ тью культуры, и целый ряд символических образов пронизывает по верти­ кали всю историю человечества или ее большие пласты Индивидуаль­ ность художника проявляется не только в создании окказиональных сим­ волов, но и актуализации архаических образов (Лотман, 1999, 123). Исследователь В.А. Маслова, анализируя символ с позиций лингво- культурологии, приходит к выводу, что «символ - эго вещь, награжденная смыслом» (Маслова, 2001, 102). При таком подходе символ рассматривает­ ся исследователем как стереотипизированное явление культуры, обладаю­ щее рядом отличительных черт: образностью, мотивированностью, нали­ чием архетипической природы, национальной специфичностью. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=