ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Всего в проанализированных письмах насчитывается 126 простых предложений (36,9%) В их составе 39 двусоставных (11,4%), 87 односо­ ставных и неполных предложений (25,5%). Письмо по своей сути является художественным произведением, по­ этому ему должна быть свойственна и художественная образность. Но письма Лермонтова сдержанны, лаконичны, средства художественной вы­ разительности встречаются редко. Но стоит отметить многократное использование восклицаний в предложениях, активизирующих внимание читателя и свидетельствую­ щих об эмоциональности пишущего, стремлении передать свои эмоции, впечатления посредством пера и бумаги: Вы спрашивали о баллах, милая тетенька, увы ! - у нас в пятом классе с самого нового года еще не все учителя поставили вывески нашей премуд­ рости! (Лермонтов, IV, 366); Папенька сюда приехал, и вот уже 2 картины извлечены из моего port- feuille... слава богу! что такими любезными мне руками!.. (Лермонтов, IV, 364); Что же касается вопросительных предложений, то они практически отсутствуют, большая часть вопросов носит риторический характер: Я здесь по-прежнему скучаю; как быть? покойная жизнь для меня хуже (Лермонтов, IV, 417); Может быть, эти жалобы покажутся вам, любезный друг, неискренни­ ми; может быть, вам покажется странным, что я гонюсь за удовольст­ виями, чтобы скучать, слоняюсь по гостиным, когда там нет ничего ин­ тересного? (Лермонтов, IV, 422), Вы мне напишите, правда? (Лермонтов, IV, 422); И что ж я этим вы игра/? (Лермонтов, IV, 404). Лирика М.Ю. Лермонтова поражает непринужденностью воплоще­ ния в стихе живых разговорных интонаций русской речи, что не чуждо и его письмам. Этому соответствует смелая свобода синтаксических перено­ сов, эффективное по поэтической функции взаимодействие грани стихо­ творных строк и предложений; иллюстрацией могут служить стихотворе­ ния «Утес» и «Валерик»: «. Как умирают Дай вам бог / И не видать иных тревог / Довольно есть. В самозабвенье...». Едва ли не самой удивительной в лермонтовском поэтическом языке оказывается та ровность и выдержанность тона, которая обнаруживается и в «Бородине», и в «Валерике», и во многих других стихотворениях Лер­ монтова. Эта характеристика языка поэта имеет непосредственное отно­ шение к проблеме прозаизации стиховой речи. Одни и те же мотивы легко проследить и в лирике, и в письмах Ми­ хаила Юрьевича. Например, тема одиночества в «свете», противопостав­ ления себя «обществу», характерная для ранних стихов Лермонтова («...Я любил ' Все обольщенья света, но не свет, / В котором я минутами лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=