ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Т. Н. Пономарева Донской, Россия Вербально-семантический уровень представления языковой личности М. Ю. Лермонтова Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики от­ крыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализа­ ции человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия - личности. Структура языковой личности представлена Ю.Н. Карауловым: «Структура языковой личности представляется состоящей из трех уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - тради­ ционное описание формальных средств выражения определенных значе­ ний; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, кон­ цепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную "кар­ тину мира", отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания к знанию, сознанию, процессам познания че­ ловека; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, ус­ тановки и интенциональности. Этот уровень обеспечивает в анализе язы­ ковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее ре­ чевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире». (Ка­ раулов, 2002, 57). Данная статья посвящена рассмотрению только вербально-семантиче- ского уровня представления языковой личности великого русского поэта, прозаика и драматурга М.Ю.Лермонтова (на основе писем М.Ю.Лермон- това и его лирических произведений). Письмо - это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем- либо, поддержать с ним общение и т. д. В придцати двух письмах, написанных поэтом, нами выявлено 341 предложение. Из них сложных предложений - 215, что составляет 63% от общего массива исследуемых. Это говорит о сложности выражения мысли, желании высказаться. Из 215 сложных предложений - 72 сложноподчиненных предложе­ ния (21,1%), сложносочиненных - 20 (5,9%), бессоюзных - 29 (8,5%). 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=