ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Заголовочная позиция превращает выбранную для заголовка аббре­ виатуру в двустороннее речевое действие, охватывающее писание и чте­ ние, т.е. зрительное восприятие и понимание написанного, причем участ­ ники такого общения могут быть отдалены друг от друга, как во времени, так и в пространстве (Иванова, 2002, 1). Адресантом этого речевого действия является автор художественного произведения - исполнитель конвенциональной роли, как субъект, кото­ рый преследует определенную коммуникативную цель. Прагматическая направленность аббревиатурного заголовка художе­ ственного произведения эпохи постмодернизма проявляется в обращенно­ сти к получателю информации. Таким образом, аббревиатура, помещенная в позицию заголовка, при­ обретает статус нормативной единицы речевого социального поведения и превращается в речевой акт, который совершается его автором по отноше­ нию к определенному адресату (Косарева, 2004, 2). Аббревиатурный заголовок постмодернистского художественного произведения как микротекст рассматривается нами в новой парадигме - в деятельностной парадигме языкознания. Отсюда мы можем утверждать, что аббревиатурный заголовок является речевым актом, т.к. он «освещен» интенцией автора, нацелен на общение и является сигналом, обращенным к потенциальному читателю. Т.к. аббревиатурный заголовок является речевым актом, то при его анализе используются те же категории, которые необходимы для характе­ ристики любого действия: субъект, цель, способ, условия и т.д. Субъект аббревиатурного заглавия - это автор художественного про­ изведения. Например, субъект поэмы «ЖД» - ее автор Д. Быков. Адресат заголовка - читатель. В зависимости от обстоятельств или условий, в кото­ рых действует аббревиатурный заголовок, он может либо достичь постав­ ленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее. Чтобы быть успешным, аббревиатурный заголовок как минимум должен быть уместным. В противном случае адресанта ждет коммуникативная неудача. Так, использование аббревиатурного заголовка как высказывания, которое наполнено множеством разнообразных смыслов и направлено на стимуля­ цию активной читательской интерпретации, стало действительно актуаль­ ным в XX веке - эпоху постмодернизма. Это явление было обусловлено общекультурными тенденциями, ут­ верждающими принцип множественности интерпретаций и бесконечное число толкований. В XVII веке автор такого заголовка вполне мог быть не понят и по­ терпеть коммуникативную неудачу, т.к. основной тенденцией в номинации художественных произведений было аннотирование. Давая в качестве заглавия аббревиатурный заголовок, автор одновре­ менно совершает некоторое действие, которое имеет определенную вне- 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=