ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

ПИСЬМЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА КУЛЬТУРЫ И. И. Савогина Тула, Россия Прагматический аспект изучения студенческого граффити ТГПУ им. J1. Н. Толстого Граффити в современном значении - надписи и рисунки, оставленные детьми или взрослыми на стенах домов, на монолитных оградах, в метро, на партах, на грязном стекле, - словом, на любых поверхностях, визуально доступных публике. Под термином «граффити» нами понимаются любые надписи, сделан­ ные на различных предметах или поверхностях, не предназначенные для написания, под термином «студенческое граффити» понимаются надписи и начертания, сделанные студентами на разных поверхностях, в основ­ ном - на столах (Лебедева, 2001, 84). Студенческое граффити является жанром, основными признаками ко­ торого являются: а) ориентированность на скрипцию, то есть письменный способ передачи и хранения информации (рукописность); б) открытость, общедоступность текста; в) нарушение общепринятых норм речевого по­ ведения; г) добровольность, произвольность создания текста; д) репрезен­ тация личных переживаний, состояний. Студенческое граффити - феномен молодежной культуры, изучая ко­ торый можно реконструировать жизненный мир значительной части со­ временного студенчества. Рассмотрев студенческое граффити в прагмати­ ческом аспекте, мы можем определить отношения между текстом и чело­ веком. Прагматический аспект изучения студенческого граффити опирает­ ся на человеческий фактор и берет за основу коммуникативную интенцию говорящего. Речевое поведение студента-граффитиста можно рассмотреть при помощи модели «адресант - сообщение - адресат», которую мы ис­ пользуем при изучении студенческого граффити. Планируя и реализуя речевой акт, адресант учитывает множество раз­ нообразных характеристик адресата. Многие из них являются общими. Например, физическая способность адресата воспринимать письменную речь (в данном случае студенческое граффити); владение языком, который предполагается использовать; культурный и образовательный уровень ад­ ресата, определяющий ту базу знаний, которая имеется в его распоряжении для понимания адресованных ему высказываний. Субъектом речевой деятельности выступает студент-младшекурсник, не желающий учиться, жаждущий общения и стремящийся выйти из не­ официальной обстановки, а также студент, получающий высшее профес­ сиональное образование, но в данном случае отрицающий общепринятые 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=