ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

что далее соискатель укажет свои отрицательные характеристики. Необхо­ димо помнить, что все представленные в резюме сведения служат форми­ рованию позитивного образа автора в сознании адресата, а использование подобных языковых средств делает текст резюме избыточным и нелогич­ ным, следовательно, в создании позитивного образа не участвует. В пяти случаях авторы резюме использовали личные формы глагола для описания своих личных качеств: работаю усердно; полностью отда­ юсь работе; умею слушать, понимать и помогать; ответственно под­ хожу к выполнению поручений Предполагается, что использование личных форм глаголов в текстах резюме видится авторам-соискателям как указа­ ние на то, что выраженная глаголами информация относится именно к ним. Однако это нарушает принятый в деловой переписке нейтральный, безличный тон изложения и может быть рассмотрено как минус данных резюме. Также три автора использовали полные формы имен прилагательных: ответственная (все три автора), пунктуальная, стрессоустойчивая, акку­ ратная, общительная. Еще три соискателя охарактеризовали себя с помощью кратких при­ лагательных: коммуникабельна, креативна, обучаема, с клиентами куль­ турна, организована, аккуратна, вежлива. Возникает вопрос: чем вызвано использование разных форм прилага­ тельных в резюме? А.Н. Гвоздев отмечает, что разграничение в употреблении полных и кратких форм имен прилагательных носит как семантический, так и стили­ стический характер. С одной стороны, полные прилагательные «обознача­ ют постоянное, вневременное качество, краткие - временное состояние» (Гвоздев А.Н. 1965, Эл. ресурс). С другой стороны - «краткие формы более книжны» (там же), тогда как «полные прилагательные в качестве сказуе­ мого имеют характер разговорности» (там же). Можно предположить, что, используя полные прилагательные для самопрезентации, соискатель пред­ ставляет свои личные качества, кажущиеся необходимыми для занятия той или иной должности, как свои постоянные, долговременные характеристи­ ки, которые позволяли ему справляться со своими служебными обязанно­ стями в прошлом и в будущем гарантируют надлежащее исполнение этих обязанностей и на новом рабочем месте. Однако принадлежность резюме к области официально-деловой коммуникации не оставляет возможности Для использования полных форм имен прилагательных в качестве средства автохарактеристики адресанта текста. Поэтому, с точки зрения стилисти­ ческих норм деловой речи, более уместно использование кратких прилага­ тельных в качестве средств самопрезентации автора резюме. Более того, исследователи отмечают, что «краткие формы обозначают некоторое уси­ ление качества» (там же), значит, их использование эффективно и с точки зрения воздействия текста на адресата - потенциального работодателя. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=