ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
что далее соискатель укажет свои отрицательные характеристики. Необхо димо помнить, что все представленные в резюме сведения служат форми рованию позитивного образа автора в сознании адресата, а использование подобных языковых средств делает текст резюме избыточным и нелогич ным, следовательно, в создании позитивного образа не участвует. В пяти случаях авторы резюме использовали личные формы глагола для описания своих личных качеств: работаю усердно; полностью отда юсь работе; умею слушать, понимать и помогать; ответственно под хожу к выполнению поручений Предполагается, что использование личных форм глаголов в текстах резюме видится авторам-соискателям как указа ние на то, что выраженная глаголами информация относится именно к ним. Однако это нарушает принятый в деловой переписке нейтральный, безличный тон изложения и может быть рассмотрено как минус данных резюме. Также три автора использовали полные формы имен прилагательных: ответственная (все три автора), пунктуальная, стрессоустойчивая, акку ратная, общительная. Еще три соискателя охарактеризовали себя с помощью кратких при лагательных: коммуникабельна, креативна, обучаема, с клиентами куль турна, организована, аккуратна, вежлива. Возникает вопрос: чем вызвано использование разных форм прилага тельных в резюме? А.Н. Гвоздев отмечает, что разграничение в употреблении полных и кратких форм имен прилагательных носит как семантический, так и стили стический характер. С одной стороны, полные прилагательные «обознача ют постоянное, вневременное качество, краткие - временное состояние» (Гвоздев А.Н. 1965, Эл. ресурс). С другой стороны - «краткие формы более книжны» (там же), тогда как «полные прилагательные в качестве сказуе мого имеют характер разговорности» (там же). Можно предположить, что, используя полные прилагательные для самопрезентации, соискатель пред ставляет свои личные качества, кажущиеся необходимыми для занятия той или иной должности, как свои постоянные, долговременные характеристи ки, которые позволяли ему справляться со своими служебными обязанно стями в прошлом и в будущем гарантируют надлежащее исполнение этих обязанностей и на новом рабочем месте. Однако принадлежность резюме к области официально-деловой коммуникации не оставляет возможности Для использования полных форм имен прилагательных в качестве средства автохарактеристики адресанта текста. Поэтому, с точки зрения стилисти ческих норм деловой речи, более уместно использование кратких прилага тельных в качестве средств самопрезентации автора резюме. Более того, исследователи отмечают, что «краткие формы обозначают некоторое уси ление качества» (там же), значит, их использование эффективно и с точки зрения воздействия текста на адресата - потенциального работодателя. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=