ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

считать перспективным потому, что он не предусматривает места главно­ му - развитию нравственности, духовности. Термин нравственная / духов­ ная компетенция логически недопустим. Современная педагогическая наука в настоящее время испытывает высокую потребность в унификации нового терминологического аппарата, выявлении перечня основных компетенций личности. В каком-то смысле понятие компетентности близко понятию профес­ сионализма. В современных работах компетенция понимается как способ­ ность и готовность действовать на основе полученных знаний. Таким обра­ зом, компетенция предполагает опыт самостоятельной деятельности. Она выступает как результат обучения, как свидетельство готовности выпол­ нять какую-либо деятельность на основе приобретённых знаний, умений, навыков. Компетенция рассматривается как способность к чему-либо, го­ товность решать поставленные задачи, а компетентность - обладание дан­ ной способностью. В нашей работе термины компетенция и способность функционируют как синонимы. В современной педагогике уже существует несколько классификаций компетенций. И.А. Зимняя предложила систему основных социальных компетенций. А.В. Хуторской разработал систему ключевых образовательных компетен­ ций, выделив среди них ценностно-смысловую, общекультурную, учебно­ познавательную, информационную, коммуникативную, социально­ трудовую, личностного самосовершествования. Международной комиссией по образованию для XXI века ЮНЕСКО сформулировано четыре глобальные компетенции: научиться познавать; научиться создавать; научиться жить вместе; научиться жить. В материалах Совета Европы выделяется пять ключевых компетен­ ций: социально-политическая, информационная, коммуникативная, социо­ культурная, образовательная (потребность в самообразовании и умение его осуществлять). Как видим, в педагогике компетенции формулируются до­ вольно широко, причём акцент делается на социокультурных аспектах. Важным отличием компетентностного подхода является то, что он ре­ дуцирует пассивные формы получения знания. Поэтому для формирования компетенций требуются особые условия обучения, активизирующие ког­ нитивную, эмоциональную, креативную деятельность ученика. На наш взгляд, наиболее адекватным в этой ситуации оказывается эвристическое обучение. Эвристическое обучение понимается в широком смысле, как вклю­ чающее в себя проблемное (В.Оконь, М.И.Махмутов, и др.), развивающее (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.), личностно ориентирован­ ное (С.В.Кульневич и др.), когнитивное, креативное. Мы придерживаемся той точки зрения, при которой эвристическое обучение понимается как расширяющее возможности перечисленных видов обучения. Иначе гово­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=