ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5
считать перспективным потому, что он не предусматривает места главно му - развитию нравственности, духовности. Термин нравственная / духов ная компетенция логически недопустим. Современная педагогическая наука в настоящее время испытывает высокую потребность в унификации нового терминологического аппарата, выявлении перечня основных компетенций личности. В каком-то смысле понятие компетентности близко понятию профес сионализма. В современных работах компетенция понимается как способ ность и готовность действовать на основе полученных знаний. Таким обра зом, компетенция предполагает опыт самостоятельной деятельности. Она выступает как результат обучения, как свидетельство готовности выпол нять какую-либо деятельность на основе приобретённых знаний, умений, навыков. Компетенция рассматривается как способность к чему-либо, го товность решать поставленные задачи, а компетентность - обладание дан ной способностью. В нашей работе термины компетенция и способность функционируют как синонимы. В современной педагогике уже существует несколько классификаций компетенций. И.А. Зимняя предложила систему основных социальных компетенций. А.В. Хуторской разработал систему ключевых образовательных компетен ций, выделив среди них ценностно-смысловую, общекультурную, учебно познавательную, информационную, коммуникативную, социально трудовую, личностного самосовершествования. Международной комиссией по образованию для XXI века ЮНЕСКО сформулировано четыре глобальные компетенции: научиться познавать; научиться создавать; научиться жить вместе; научиться жить. В материалах Совета Европы выделяется пять ключевых компетен ций: социально-политическая, информационная, коммуникативная, социо культурная, образовательная (потребность в самообразовании и умение его осуществлять). Как видим, в педагогике компетенции формулируются до вольно широко, причём акцент делается на социокультурных аспектах. Важным отличием компетентностного подхода является то, что он ре дуцирует пассивные формы получения знания. Поэтому для формирования компетенций требуются особые условия обучения, активизирующие ког нитивную, эмоциональную, креативную деятельность ученика. На наш взгляд, наиболее адекватным в этой ситуации оказывается эвристическое обучение. Эвристическое обучение понимается в широком смысле, как вклю чающее в себя проблемное (В.Оконь, М.И.Махмутов, и др.), развивающее (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.), личностно ориентирован ное (С.В.Кульневич и др.), когнитивное, креативное. Мы придерживаемся той точки зрения, при которой эвристическое обучение понимается как расширяющее возможности перечисленных видов обучения. Иначе гово 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=