ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

собы изучения языка; перестроить концепцию его преподавания, во главе которой должна стоять языковая личность, использующая язык, её комму­ никативные потребности; посредством языка решить задачи культурного развития общества. Наступивший век называют информационным: это эпоха создания обширных баз данных, которые призваны систематизировать и хранить стремительно увеличивающиеся потоки информации. В связи с этим перед школой в широком её понимании поставлена задача не только сформиро­ вать основательные знания у обучающихся, но и научить их самостоятель­ но искать нужную информацию, применять её в сложившихся жизненных обстоятельствах. Данный аспект заставил методику выйти за пределы зна- ниевого подхода в направлении компетентностного. Особую значимость термин компетенция получил в зарубежной ди­ дактике в середине XX века. Позже это понятие было заимствовано отече­ ственной педагогикой, причиной чего стали процессы глобализации и ин­ теграции России в систему европейского образования. В настоящее время разработаны классификации, иерархии компетенций, определена структу­ ра некоторых из них. Понятие компетенции является для отечественной педагогики и мето­ дики относительно новым, хотя новизна компетентностного подхода при­ знаётся не всеми учёными. Существует мнение, что компетентностная мо­ дель образования соотносится с системно-деятельностным подходом, на­ шедшим отражение в трудах Е.С. Смирновой, Н.Ф. Талызиной, Л.Б. Хи- ловского и др. Основной принцип компетентностного подхода - принцип практико- применения - корреспондирует с принципами развивающего обучения. В трудах многих современных учёных компетентностный подход в образо­ вании противопоставляется знаниевому. Прибегая к операционным фор­ мулировкам, учёные определяют компетентностный подход с опорой на оператор «знаю, как», противопоставляя его знаниевому «знаю, что». На наш взгляд, компетентностный подход не вступает в конфронтацию с знаниевым, опирается на знания, однако основная цель данного подхода состоит в формировании компетентности. Мы придерживаемся той точки зрения, в рамках которой компетенция понимается как реализация знаний, умений и навыков в эвристических условиях, иначе говоря, владение ими. В нашем понимании компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков (ЗУНов), которые стали качествами личности. Компетенция предполагает деятельность в отношении того или иного объекта, поэтому при определении компетенции используют слова готов­ ность, способность, отношение, мотивация, самостоятельность Не все учёные оправдывают введение термина компетенция. Так, Е И. Пассов считает, что следование данной терминологии продиктовано гос­ подством технократического мышления. Компетентностный подход нельзя 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=