ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.5

Основополагающим понятием в этой анкете было понятие смысл жизни. Из 620 респондентов лишь 4% опрашиваемых не смогли отреаги­ ровать на этот стимул или дали дефиниции: в чём-то, видимо, заключает­ ся (7), кто бы знал (5), основная цель - найти его (5), нет его (4), ничего (4). 37% имеют абстрактное представление: поиск своего места в жизни; стремление к чему-то определённому, то, ради чего живёшь; у каждого человека он свой, что-то абстрактное. Это может свидетельствовать о незрелости представления или об усвоении его лишь на вербальном уров­ не: это философский вопрос (8), вечный вопрос (7), сложно найти точное понятие (6), мечта твоя (5), то, что все ищут, но найти не могут (4). (Итого - 30 человек, 5%). На эмоционально-оценочном уровне показательны лексемы, обозна­ чающие положительные чувства: любовь - 12,34%, понимание - 11,51%, доверие - 10,67%, поддержка - 9,78%, счастье - 7,35%, спокойствие, бобро, радость, покой, доброта, дружба, уют - по 3,75%, а также оце­ ночные прилагательные - дружная, любимая по 3,25%, хорошая, тёплая, полная, святая - по 2,95%. На социально-оценочном уровне эти данные подтверждаются дефи­ нициями: это для меня самое главное в жизни; это то, ради чего можно отдать свою жизнь, это самое дорогое, что есть в жизни; место, где тебя всегда любят и ждут. Смысл жизни в достойном образовании, карьере, карьере, стремлении добиться чего-то в профессии, своём бизнесе видят 31% опрошенных старшеклассников, что выражается в однолексемных реакциях: учиться, учёба, работа, познание, образование, труд, бизнес, карьера, цель, стрем­ ление Отсутствие конкретики и ссылки типа «родители пробьют» позво­ ляют сделать вывод, что старшеклассники сами не планируют своё буду­ щее и полагаются на родителей, что свидетельствует об инфантилизме взглядов испытуемых. Немаловажное значение для подрастающего поколения имеют мате­ риальные блага. Смысл жизни в деньгах, достатке, благополучии видят 7,5% испытуемых. В некоторых анкетах содержатся прямые целеполага- ния; «смысл жизни - быть богатым человеком, и я этого непременно добьюсь» Это прямое свидетельство ориентации на западные стандарты жизни. Вместе с тем значимой остаётся и созидательно-альтруистическая на­ правленность в осознании смысла жизни современными школьниками (15%). Она представлена в анкетах реакциями: внутреннее совершенство, испытание, мечта, добро, правда, свобода, стремление к лучшему, позна­ ние мира А также дефинициями: творить добро; прожить так, чтобы не было стыдно; дарить людям любовь, радость, свою поддержку и помощь дать людям и обществу всё, что в твоих силах; жить и умереть с чистой совестью; украшать мир; оставить свой след в истории; служить Роди­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=