ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Вспенилось море в полуночи; смерчи идут туманами. Игорю князю бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыс- лию степь мерит от великого Дону до малого Донца. В полночь Овлур сви­ стнул коня за рекою; Велит князю не дремать. Кликнул; стукнула земля, зашумела трава, ежи половецкие задвигались. Донец сказал: «Князь Игорь! Не мало тебе славы, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия!» Игорь сказал: «О Донец! Не мало тебе славы, что лелеял князя на волнах, стлал ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева, стерег его гоголем на воде, чайками на волнах, утками на ветрах». Не такова, сказал, река Стугна; мелкую струю имея, поглотила она чужие ручьи и потоки, потопила в омуте у темного берега юношу князя Ростислава. Плачет мать Ростиславова по юном князе Ростиславе. Приуныли цветы от жалости, и деревья в горе к земле склонились. 12. Прочитайте отрывки, в которых прославляются князья, плач Яро­ славны. Какими языковыми средствами пользуется автор? Напишите «Славу» или «Плач». 13. Какие лексические пласты можно выделить'в тексте слова? Как это отражает мировоззрение автора? 14. Найдите отрывки, в которых употребляется слово меч. Что симво­ лизирует данное слово? 15. Что символизируют образы солнца, месяца, затмения? Свои пред­ положения подтвердите примерами из устного народного творчества. Материалами для анализа могут стать работы А.Н. Афанасьева «По­ этические воззрения славян на природу», А.А. Потебни «Символ и миф в народной культуре», В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». Задание. Лингвокультурологические задания к повести Н.М. Карам­ зина «Бедная Лиза». 1. Каковы эстетические принципы сентиментализма? 2. Как изображается город? Почему? Что противопоставлено городу? 3. Какую роль играет природа? 4. Как природа помогает автору передать внутреннее состояние героя? 6. Какими лексическими средствами передаётся социальный кон­ траст? 7. Выпишите эпитеты. Какие функции они выполняют? 8. Какими эпитетами характеризуются главные герои? 9. Какими графическими средствами передаётся эмоциональность? Задание 14. Лингвокультурологические задания к поэме А.С. Пушки­ на «Руслан и Людмила». 1. Какие культурные установки были характерны для романтизма? 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=