ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

А у ней [старухи] в печи был вареный петух - в горшке, под сковоро­ дой [598 «Солдатская загадка»]. 6. Найдите в словарях объяснения словам кокошник, сорока, кичка. Подумайте, почему названия головных уборов были связаны с названием птиц. (Учащимся предлагается рассмотреть рисунки головных уборов. Ук­ рашения на головных уборах были в виде солнца и птиц, ленты (рясны) символизировали дождь.) 7. Прочитайте отрывки из сказок. Понаблюдайте, глаголы какого вида и времени преобладают. В чём особенность обозначения действия? Попы­ тайтесь сделать вывод о том, как в сказке передаётся течение времени. Бочка плавала - плавала, остановилась у одного острова и развали­ лась [293 «Подземный ход»], Купеческий сын собрался и поехал в Москву, ехал-ехал, ехал-ехал, вот уж близко, один перегон остался» [305 «Сосва­ танные дети»], Искали-искали царевича - как в воду канул, ни слуху ни духу об нём! [315 «Царевич - найдёныш»], Горшеня запел песню, боярин везёт да ве­ зёт [317 «Горшеня»], Бояре и генералы думали - думали, не могли разга­ дать... [320 «Царская персона»], «Разбойники согласились, поехали и при­ везли Алёнушку к себе, пили-пили, ели-ели, потом и говорят...» [499 «Раз­ бойники»]. 8. Найдите в текстах сказок устойчивые обороты, имеющие значение пространства и времени. 9. Вспомните, как обычно начинаются и заканчиваются сказки. Задание. Лингвокультурологические задания к сказке «Морозко» 1.Почему мачеха печёт блины, ожидая падчерицу из леса? 2. Почему мать печёт пироги, ожидая дочь из леса? При формировании культурно-языковой компетенции с опорой на сказку можно использовать следующие приёмы работы с текстом. 1. Дописать сказку по заданному началу. 2. Из отрывков сказки составить связанный текст, или разъединить два сплетённых текста. 3. В пропущенные фрагменты вставить сравнения, эпитеты и др. 4. По заданному сюжету написать текст. 5. Читать с остановками (после каждой части обсуждать, как далее могут развернуться события). Задание. Прочитайте фрагменты из произведений устного народно­ го творчества. Попытайтесь определить жанр. Найдите языковые средст­ ва, характерные для фольклорной речи. 1. Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звез­ дочек... В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Свя­ тославич. В час его появления на свет земля задрожала и синее море взвол­ 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=