ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
А у ней [старухи] в печи был вареный петух - в горшке, под сковоро дой [598 «Солдатская загадка»]. 6. Найдите в словарях объяснения словам кокошник, сорока, кичка. Подумайте, почему названия головных уборов были связаны с названием птиц. (Учащимся предлагается рассмотреть рисунки головных уборов. Ук рашения на головных уборах были в виде солнца и птиц, ленты (рясны) символизировали дождь.) 7. Прочитайте отрывки из сказок. Понаблюдайте, глаголы какого вида и времени преобладают. В чём особенность обозначения действия? Попы тайтесь сделать вывод о том, как в сказке передаётся течение времени. Бочка плавала - плавала, остановилась у одного острова и развали лась [293 «Подземный ход»], Купеческий сын собрался и поехал в Москву, ехал-ехал, ехал-ехал, вот уж близко, один перегон остался» [305 «Сосва танные дети»], Искали-искали царевича - как в воду канул, ни слуху ни духу об нём! [315 «Царевич - найдёныш»], Горшеня запел песню, боярин везёт да ве зёт [317 «Горшеня»], Бояре и генералы думали - думали, не могли разга дать... [320 «Царская персона»], «Разбойники согласились, поехали и при везли Алёнушку к себе, пили-пили, ели-ели, потом и говорят...» [499 «Раз бойники»]. 8. Найдите в текстах сказок устойчивые обороты, имеющие значение пространства и времени. 9. Вспомните, как обычно начинаются и заканчиваются сказки. Задание. Лингвокультурологические задания к сказке «Морозко» 1.Почему мачеха печёт блины, ожидая падчерицу из леса? 2. Почему мать печёт пироги, ожидая дочь из леса? При формировании культурно-языковой компетенции с опорой на сказку можно использовать следующие приёмы работы с текстом. 1. Дописать сказку по заданному началу. 2. Из отрывков сказки составить связанный текст, или разъединить два сплетённых текста. 3. В пропущенные фрагменты вставить сравнения, эпитеты и др. 4. По заданному сюжету написать текст. 5. Читать с остановками (после каждой части обсуждать, как далее могут развернуться события). Задание. Прочитайте фрагменты из произведений устного народно го творчества. Попытайтесь определить жанр. Найдите языковые средст ва, характерные для фольклорной речи. 1. Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звез дочек... В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Свя тославич. В час его появления на свет земля задрожала и синее море взвол 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=