ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Формирование культурно-языковой компетенции на основе изучения текста происходит с опорой на коммуникативную компетенцию. Связь коммуникативной компетенции с культурно-языковой состоит в том, что языковая личность интерпретирует и продуцирует тексты в соответствии со сформированными в лингвокультуре стереотипами, стандартами, цен­ ностями. Ю.М. Лотман отмечает, что при усвоении родного языка «в соз­ нание обучаемого не вводится никаких правил, их заменяют тексты. Ребё­ нок запоминает многочисленные употребления и на основании их научает­ ся самостоятельно порождать тексты» [Лотман, 2000: 417]. Существует и второй способ включения текстов в процесс обучения языку. Такая мето­ дика обычно применяется на более поздних этапах обучения. «В сознание обучаемого вводятся определённые правила, на основании которых он мо­ жет самостоятельно порождать тексты. При этом, хотя, как и в первом случае, в сознание обучаемого вводятся тексты, фактически они при этом повышаются в ранге, выступая в качестве метатекстов: правил-образцов» [Там же]. Особенно ценно это наблюдение для изучения текстов офици­ ально-делового стиля. Текст может представлять собой свёрнутую программу поведения. Такие тексты выполняют регулятивную функцию для социума и также должны включаться в методику формирования культурно-языковой компетенции. Итак, при формировании культурно-языковой компетенции мы разли­ чаем следующие группы текстов и заданий к ним. 1. Изучение культурно-маркированных единиц в текстах. 2. Изучение текстов отдельных культурных эпох. 3. Изучение текстов о русском характере, культуре, языке. 4. Изучение регулятивных текстов. Рассмотрим тексты, соотносимые с разными культурными эпохами. Особенно насыщены подобными культурно маркированными элемен­ тами фольклорные тексты. Высокий уровень развития культурно-языковой компетенции учащегося при работе со сказкой проявляется в том, что ре­ бёнок правильно интерпретирует образную систему произведения, пони­ мает его идею, способен сам создать подобный текст. Современные учеб­ ные пособия по русскому языку и литературе пестрят заданиями типа: на­ пишите сказку, былину... Однако для ученика обычно эти задания оказы­ ваются сложными. Учитель вправе предлагать подобные задания после то­ го, как будет проработана повествовательная структура сказки, определе­ ны типичные герои и их функции, регулярные риторические элементы (за­ чины, концовки и подобное), набор языковых средств (устойчивые сравне­ ния, эпитеты, метафоры, символы и прочее). Задание. 1. В текстах сказок найдите обозначения крестьянского жилища и его частей. Объясните значения этих слов с опорой на функцию, которую вы­ полняют помещения. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=