ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Формирование культурно-языковой компетенции на основе изучения текста происходит с опорой на коммуникативную компетенцию. Связь коммуникативной компетенции с культурно-языковой состоит в том, что языковая личность интерпретирует и продуцирует тексты в соответствии со сформированными в лингвокультуре стереотипами, стандартами, цен ностями. Ю.М. Лотман отмечает, что при усвоении родного языка «в соз нание обучаемого не вводится никаких правил, их заменяют тексты. Ребё нок запоминает многочисленные употребления и на основании их научает ся самостоятельно порождать тексты» [Лотман, 2000: 417]. Существует и второй способ включения текстов в процесс обучения языку. Такая мето дика обычно применяется на более поздних этапах обучения. «В сознание обучаемого вводятся определённые правила, на основании которых он мо жет самостоятельно порождать тексты. При этом, хотя, как и в первом случае, в сознание обучаемого вводятся тексты, фактически они при этом повышаются в ранге, выступая в качестве метатекстов: правил-образцов» [Там же]. Особенно ценно это наблюдение для изучения текстов офици ально-делового стиля. Текст может представлять собой свёрнутую программу поведения. Такие тексты выполняют регулятивную функцию для социума и также должны включаться в методику формирования культурно-языковой компетенции. Итак, при формировании культурно-языковой компетенции мы разли чаем следующие группы текстов и заданий к ним. 1. Изучение культурно-маркированных единиц в текстах. 2. Изучение текстов отдельных культурных эпох. 3. Изучение текстов о русском характере, культуре, языке. 4. Изучение регулятивных текстов. Рассмотрим тексты, соотносимые с разными культурными эпохами. Особенно насыщены подобными культурно маркированными элемен тами фольклорные тексты. Высокий уровень развития культурно-языковой компетенции учащегося при работе со сказкой проявляется в том, что ре бёнок правильно интерпретирует образную систему произведения, пони мает его идею, способен сам создать подобный текст. Современные учеб ные пособия по русскому языку и литературе пестрят заданиями типа: на пишите сказку, былину... Однако для ученика обычно эти задания оказы ваются сложными. Учитель вправе предлагать подобные задания после то го, как будет проработана повествовательная структура сказки, определе ны типичные герои и их функции, регулярные риторические элементы (за чины, концовки и подобное), набор языковых средств (устойчивые сравне ния, эпитеты, метафоры, символы и прочее). Задание. 1. В текстах сказок найдите обозначения крестьянского жилища и его частей. Объясните значения этих слов с опорой на функцию, которую вы полняют помещения. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=