ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что трак товка текста осуществляется в нескольких аспектах, и бесспорным являет ся тот факт, что каждый текст представляет синтез тематически- содержательного, прагматического и функционально-стилевого показате лей. Мы изучаем термин текст в соотношении с понятием дискурс, осно вываясь на теоретических положениях прагмалингвистики: . Так, О.М. Бо ровицкая, анализируя текст в философско-методологической призме дис курса, отмечает, что «с одной стороны это набор лингвистических призна ков, особенностей и характеристик текста: совокупность языковых средств, связность, цельность, завершенность, коммуникативность, экс прессивность и др. А с другой стороны, это совокупность экстрапингвис- тических характеристик: содержание текста, намерение автора, т. е. моти вы и цель создания текста, личностные характеристики автора, характер обращения к адресату и т. д.» (Боровицька О.М., 1998, 11). Текст, взятый в событийном аспекте, с учётом лингвальных и экстралингвистических осо бенностей, необходимо исследовать с позиции определённого типа дис курса. Изучаемые тексты аннотации как разновидность текстов массовой информации относятся нами к информационному дискурсу и включают элементы речевого воздействия и языкового манипулирования. Вопросами языка как воздействия занимается междисциплинарная наука, состоящая из прагматики и лингвистики - прагмапингвистика. Прагматика в современной лингвистической литературе трактуется учё ными как соотношение лингвальных и экстралингвистических показателей в рамках определённого типа коммуникативных ситуаций. Объектом прагматики некоторые лингвисты определяют коммуникативное действие. Так, К.С. Серажим характеризует прагматику как науку, «которая опреде ляет отношение влияния адресанта (того, кто выступает инициатором про цесса общения) на адресата (того, на кого направлено это общение)» (Се ражим К.С., 2002, 392). Общее понятие термина «прагматика» (от греческого - «дело», «дей ствие») было введено одним из основателей семиотики - общей теории знаков - Ч. Моррисом. Следуя идеям Ч. Пирса, он разделил семиотику на три раздела: семантику - учение об отношении знаков к объектам действи тельности; синтактику - учение об отношениях между знаками и прагма тику - учение об отношении знаков к их интерпретаторам, т. е. к тем, кто пользуется знаковыми системами (Моррис Ч, 1983). В изучении прагмати ки исследователями выделилось два подхода - «континентальный» и «анг ло-американский». Первый подход базируется на теории Ч. Морриса, в основе которой заложено отношение коммуникантов к знакам и направлен на систематизацию прагматически заряженных единиц различных уров ней, изучение их взаимодействия с семантикой и синтактикой. Для «англо- американской» традиции характерен интерес к изучению таких проблем, как речевые акты и дискурс. Этот подход направлен на изучении интерак 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=