ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что трак­ товка текста осуществляется в нескольких аспектах, и бесспорным являет­ ся тот факт, что каждый текст представляет синтез тематически- содержательного, прагматического и функционально-стилевого показате­ лей. Мы изучаем термин текст в соотношении с понятием дискурс, осно­ вываясь на теоретических положениях прагмалингвистики: . Так, О.М. Бо­ ровицкая, анализируя текст в философско-методологической призме дис­ курса, отмечает, что «с одной стороны это набор лингвистических призна­ ков, особенностей и характеристик текста: совокупность языковых средств, связность, цельность, завершенность, коммуникативность, экс­ прессивность и др. А с другой стороны, это совокупность экстрапингвис- тических характеристик: содержание текста, намерение автора, т. е. моти­ вы и цель создания текста, личностные характеристики автора, характер обращения к адресату и т. д.» (Боровицька О.М., 1998, 11). Текст, взятый в событийном аспекте, с учётом лингвальных и экстралингвистических осо­ бенностей, необходимо исследовать с позиции определённого типа дис­ курса. Изучаемые тексты аннотации как разновидность текстов массовой информации относятся нами к информационному дискурсу и включают элементы речевого воздействия и языкового манипулирования. Вопросами языка как воздействия занимается междисциплинарная наука, состоящая из прагматики и лингвистики - прагмапингвистика. Прагматика в современной лингвистической литературе трактуется учё­ ными как соотношение лингвальных и экстралингвистических показателей в рамках определённого типа коммуникативных ситуаций. Объектом прагматики некоторые лингвисты определяют коммуникативное действие. Так, К.С. Серажим характеризует прагматику как науку, «которая опреде­ ляет отношение влияния адресанта (того, кто выступает инициатором про­ цесса общения) на адресата (того, на кого направлено это общение)» (Се­ ражим К.С., 2002, 392). Общее понятие термина «прагматика» (от греческого - «дело», «дей­ ствие») было введено одним из основателей семиотики - общей теории знаков - Ч. Моррисом. Следуя идеям Ч. Пирса, он разделил семиотику на три раздела: семантику - учение об отношении знаков к объектам действи­ тельности; синтактику - учение об отношениях между знаками и прагма­ тику - учение об отношении знаков к их интерпретаторам, т. е. к тем, кто пользуется знаковыми системами (Моррис Ч, 1983). В изучении прагмати­ ки исследователями выделилось два подхода - «континентальный» и «анг­ ло-американский». Первый подход базируется на теории Ч. Морриса, в основе которой заложено отношение коммуникантов к знакам и направлен на систематизацию прагматически заряженных единиц различных уров­ ней, изучение их взаимодействия с семантикой и синтактикой. Для «англо- американской» традиции характерен интерес к изучению таких проблем, как речевые акты и дискурс. Этот подход направлен на изучении интерак­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=