ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

(Родина может заменить родную мать; мать-кормилица; мама) и формули­ руют нормы поведения относительно её (ни за что не продашь; должен за­ щищать. Как родную мать, и она тебя любит; Отчизна, за которую ты дол­ жен сражаться; отдать жизнь за Родину - это честь; должен защищать до последней капли крови). Относительно всех дефиниций анкеты ценностно­ смысловые составляют 70%. Возможно, эти ценностные ориентации инте- риоризованы под влиянием старшего поколения, однако эти предположе­ ния данными анкеты не подтверждены. Концепт «Родина» в коммуникативном сознании тульских старше­ классников неразрывно связан с концептами Тула, Тульская область, Рос­ сия. Для подтверждения полученных нами предварительных выводов про­ анализируем данные ассоциативного эксперимента на стимулы Россия, Тульская область, Тула. Анализ реакций на стимул Россия убедительно демонстрирует, что 27% респондентов идентифицирует понятие Россия с понятием Родина, а 10% - с понятием Отечество. На эмоционально-оценочном уровне эти данные подтверждаются высказываниями: моё любимое Отечество (9%), моя родная страна (13%), Родина, которую никогда не предам (15%). 15% старшеклассников реагировали на стимул словом страна. В этом случае идентификация со словом Родина подтверждается умозаключения­ ми: родная страна, величайшая страна, любимая страна, огромная страна, красивая страна, не зависимая ни от кого страна. Среди дефиниций сино- нимизирующего характера отмечаются огромная, сильная, богатая, вели­ чайшая держава, могучее государство, самое лучшее государство в мире, наша гордость. С образом России устойчиво ассоциируются лексемы с по­ зитивным значением (по 5%): сила, могущество, великая держава; в мень­ шей степени (по 2,9%): надежда, гордость, свобода, простор. Среди реакций с отрицательной оценочностью представлены сле­ дующие: беспорядок (3,1%), никчёмное правительство (2,7%), бедность (2,5%), безработица (1,9%), экономический кризис (1,8%), безразличие к людям (1,6%), беспредел (1,4%), коррупция (1,1%), озверевший народ (0,8%), грязь (0,5%) - в совокупности 17,4%. Среди онимов с образом России соотносятся 6 прецедентных имён: Медведев (20%), Путин (18%), Москва (15%), Кремль (13%), Пушкин (10%), Ельцин (5%), а среди конкретных существительных - лексемы пре­ зидент, флаг, герб, рубль, нефть (по 2,2%). Таким образом, большая часть участников эксперимента соотносит образ Родины с образом России в тех или иных высказываниях (83%), что соответствует объективным данным: около 83% испытуемых - русские по национальности. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=