ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
(Родина может заменить родную мать; мать-кормилица; мама) и формули руют нормы поведения относительно её (ни за что не продашь; должен за щищать. Как родную мать, и она тебя любит; Отчизна, за которую ты дол жен сражаться; отдать жизнь за Родину - это честь; должен защищать до последней капли крови). Относительно всех дефиниций анкеты ценностно смысловые составляют 70%. Возможно, эти ценностные ориентации инте- риоризованы под влиянием старшего поколения, однако эти предположе ния данными анкеты не подтверждены. Концепт «Родина» в коммуникативном сознании тульских старше классников неразрывно связан с концептами Тула, Тульская область, Рос сия. Для подтверждения полученных нами предварительных выводов про анализируем данные ассоциативного эксперимента на стимулы Россия, Тульская область, Тула. Анализ реакций на стимул Россия убедительно демонстрирует, что 27% респондентов идентифицирует понятие Россия с понятием Родина, а 10% - с понятием Отечество. На эмоционально-оценочном уровне эти данные подтверждаются высказываниями: моё любимое Отечество (9%), моя родная страна (13%), Родина, которую никогда не предам (15%). 15% старшеклассников реагировали на стимул словом страна. В этом случае идентификация со словом Родина подтверждается умозаключения ми: родная страна, величайшая страна, любимая страна, огромная страна, красивая страна, не зависимая ни от кого страна. Среди дефиниций сино- нимизирующего характера отмечаются огромная, сильная, богатая, вели чайшая держава, могучее государство, самое лучшее государство в мире, наша гордость. С образом России устойчиво ассоциируются лексемы с по зитивным значением (по 5%): сила, могущество, великая держава; в мень шей степени (по 2,9%): надежда, гордость, свобода, простор. Среди реакций с отрицательной оценочностью представлены сле дующие: беспорядок (3,1%), никчёмное правительство (2,7%), бедность (2,5%), безработица (1,9%), экономический кризис (1,8%), безразличие к людям (1,6%), беспредел (1,4%), коррупция (1,1%), озверевший народ (0,8%), грязь (0,5%) - в совокупности 17,4%. Среди онимов с образом России соотносятся 6 прецедентных имён: Медведев (20%), Путин (18%), Москва (15%), Кремль (13%), Пушкин (10%), Ельцин (5%), а среди конкретных существительных - лексемы пре зидент, флаг, герб, рубль, нефть (по 2,2%). Таким образом, большая часть участников эксперимента соотносит образ Родины с образом России в тех или иных высказываниях (83%), что соответствует объективным данным: около 83% испытуемых - русские по национальности. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=