ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
чивает необходимые условия для формирования когнитивного уровня кон цепта Родина. Среди вербальных реакций этого уровня следует выделить лексемы, связанные с теоретическими знаниями учащихся по истории (СССР, Ле нин, Сталин, Пётр I, Елизавета I, Екатерина II), географии (Москва), поли тике (Кремль, Путин, Медведев, флаг, герб, гимн, армия), культуре (рус ская литература, русский язык. Пушкин, Лермонтов), космонавтике (Гага- рин), что составляет 31% реакций когнитивного уровня. Как видно, в наи большей степени актуализируются знания по истории и современной по литике, что может быть обусловлено как спецификой образовательных программ, так и содержанием информационных программ СМИ. 53% реакций связан с обыденными представлениями, ассоциируемы ми с образом «малой родины»: с природой Тульской области (леса, поля, холмы, реки, сады, просторы - 87%), со средой обитания (родители - 68%, дом, двор - 59%, родственники - 31%, Тульская область - 25%, школа, класс - 25%, друзья - 25%, русские люди - 17%, русский язык - 13%, ули ца, на которой живёшь - 9%, учителя - 8%, собака, кошка - 6%, магазины - 5%), с местными реалиями (Тула - 45%, Ясная поляна - 24%, Централь ный парк, Комсомольский парк, Косая гора - по 13%)7 Это свидетельству ет и о большой полноте сформированности образа «малой родины», и о том, что абстрактные категории (например, концепт Родина) наполняются конкретными представлениями, почерпнутыми из окружающего мира [Ле онтьев, 2000: 56]. 77% респондентов на стимул Родина ответили ассоциацией Россия, 49% дали реакцию Тула, 29% реагировали лексемой Тульская область, что говорит о различении понятий «большой» и «малой» родины в коммуни кативном сознании тульских школьников. О наличии эмоционально-оценочных представлений у тульских стар шеклассников свидетельствует ассоциации: любовь (31%), защита, тепло, радость, счастье, спасение, мир, добро, сила, слава (31%). Значимость этого уровня подтверждается данными дефиниционной части анкеты: любишь, ценишь, бережёшь в своём сердце; где не страшно; родное, близкое; куда хочется всегда вернуться; наша жизнь, наша любовь; место, где твоя душа. Негативные реакции представлены только на вербальном уровне и от ражены в 5% от общего количества ассоциаций, причём не к Родине в це лом, а её элементам (нищета, аварии, коррупция). У тульских школьников доминируют позитивные переживания по отношению к родной стране, что не совпадает с данными из других регионов [См., например, об этом По пов, 2002: 161]. Следовательно, у большинства тульских ш к о л ь н и к о в сформировано положительное отношение к Родине. Ценностно-смысловой компонент концепта выражен только в дефи ниционной части анкеты. Респонденты отмечают ценность Родины (самое дорогое, что у тебя есть; то, что бесценно), чувство сопричастности к ней 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=