ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

чивает необходимые условия для формирования когнитивного уровня кон­ цепта Родина. Среди вербальных реакций этого уровня следует выделить лексемы, связанные с теоретическими знаниями учащихся по истории (СССР, Ле­ нин, Сталин, Пётр I, Елизавета I, Екатерина II), географии (Москва), поли­ тике (Кремль, Путин, Медведев, флаг, герб, гимн, армия), культуре (рус­ ская литература, русский язык. Пушкин, Лермонтов), космонавтике (Гага- рин), что составляет 31% реакций когнитивного уровня. Как видно, в наи­ большей степени актуализируются знания по истории и современной по­ литике, что может быть обусловлено как спецификой образовательных программ, так и содержанием информационных программ СМИ. 53% реакций связан с обыденными представлениями, ассоциируемы­ ми с образом «малой родины»: с природой Тульской области (леса, поля, холмы, реки, сады, просторы - 87%), со средой обитания (родители - 68%, дом, двор - 59%, родственники - 31%, Тульская область - 25%, школа, класс - 25%, друзья - 25%, русские люди - 17%, русский язык - 13%, ули­ ца, на которой живёшь - 9%, учителя - 8%, собака, кошка - 6%, магазины - 5%), с местными реалиями (Тула - 45%, Ясная поляна - 24%, Централь­ ный парк, Комсомольский парк, Косая гора - по 13%)7 Это свидетельству­ ет и о большой полноте сформированности образа «малой родины», и о том, что абстрактные категории (например, концепт Родина) наполняются конкретными представлениями, почерпнутыми из окружающего мира [Ле­ онтьев, 2000: 56]. 77% респондентов на стимул Родина ответили ассоциацией Россия, 49% дали реакцию Тула, 29% реагировали лексемой Тульская область, что говорит о различении понятий «большой» и «малой» родины в коммуни­ кативном сознании тульских школьников. О наличии эмоционально-оценочных представлений у тульских стар­ шеклассников свидетельствует ассоциации: любовь (31%), защита, тепло, радость, счастье, спасение, мир, добро, сила, слава (31%). Значимость этого уровня подтверждается данными дефиниционной части анкеты: любишь, ценишь, бережёшь в своём сердце; где не страшно; родное, близкое; куда хочется всегда вернуться; наша жизнь, наша любовь; место, где твоя душа. Негативные реакции представлены только на вербальном уровне и от­ ражены в 5% от общего количества ассоциаций, причём не к Родине в це­ лом, а её элементам (нищета, аварии, коррупция). У тульских школьников доминируют позитивные переживания по отношению к родной стране, что не совпадает с данными из других регионов [См., например, об этом По­ пов, 2002: 161]. Следовательно, у большинства тульских ш к о л ь н и к о в сформировано положительное отношение к Родине. Ценностно-смысловой компонент концепта выражен только в дефи­ ниционной части анкеты. Респонденты отмечают ценность Родины (самое дорогое, что у тебя есть; то, что бесценно), чувство сопричастности к ней 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=