ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

В данном исследовании мы ставим целью выявить специфику регио­ нальных и возрастных компонентов образа Родины у тульских старше­ классников. При этом следует учесть, что молодёжь в процессе обучения, воспитания и социализации усваивает целый комплекс научных знаний и обыденных представлений о большой и малой Родине, формирует эмоцио­ нальное отношение к ней и ценностно-смысловую ориентацию. Это зако­ номерно приводит к выводу о том, что в структуре концепта «Родина» должны быть стратифицированы 3 уровня: когнитивный, эмоционально­ оценочный, ценностно-смысловой [Попов, 2006: 35]. Когнитивный уровень отражает сферу научного и бытового знания о «большой» и «малой» Родине. Он обусловливает формирование эмоцио­ нально-оценочного страта, который содержит чувства, переживания, от­ ношение к родной стране. Разграничение этих двух уровней равнозначно отличию «понимания того, что есть Родина» и «переживания того, что есть Родина» [Леонтьев, 2001: 221]. Целесообразность вычленения ценностно-смыслового уровня предо­ пределяется тем, что языковая личность в процессе обучения и воспитания усваивает выработанные данным социумом нормы, эталоны, правила, об­ щественные ценности, связанные с Родиной. Развитие этого уровня свиде­ тельствует о наличии у языковой личности осмысленного представления о значимости родной страны для субъекта [Леонтьев, 2001: 224]. Как указывается в исследованиях психологов, если один из трёх уров­ ней представлен в образе Родины значительнее остальных, либо, наоборот, его выраженность характеризуется низким уровнем, можно говорить о не­ адекватности развития этого концепта в языковом сознании школьников [Попов, 2002:160]. Вероятность такой неадекватности может быть высока, поскольку со­ временные 15-17-летние молодые люди - это продукт переходного перио­ да, который определит будущий потенциал общества. Для реализации поставленной в нашем исследовании цели и был про­ ведён ассоциативный эксперимент. Респондентам, школьникам 9-11-ых классов г.Тулы, было предложено зафиксировать в I части анкеты первые пришедшие в голову ассоциации на стимул Родина. Для актуализации эмоционально-оценочного и ценностно-смыслового компонентов образа Родины во II части анкеты фиксировались толкования слова Родина, фор­ мулируемые респондентами. Полученные результаты обрабатывались ста­ тистическими методами путём подсчёта процентного соотношения коли­ чества реакций, а также посредством анализа содержания ответов. Следует отметить, что «нулевых» ответов и незаполненных анкет не было, что свидетельствует о наличии образа Родины у всех респондентов. Анализ ассоциаций показывает, что среди них преобладают лексемы, отражающие уровень знаний и обыденных представлений - 75,5%. Это объясняется тем, что школьная система образования и воспитания обеспе­ 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=