ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
шаяся сопоставительным анализом отдельных принципов, характеризую щих коммуникативную деятельность, и соответствующих культурных сце нариев. Кросс-культурные различия проявляются, в частности, в том, ка кой тип вежливости - основанный на солидарности или на поддержании дистанции - характерен для данной культуры. Так, русские могут казаться немцам невежливыми, потому что принцип солидарности с коммуника тивным партнером подталкивает их к тому, чтобы высказать свое мнение и дать совет в тех случаях, когда немецкая коммуникативная культура, ува жающая принцип автономности и дистанции, рассматривает это как навяз чивость. Когда мы говорим, например, о дружбе, свободе, гневе, мы не вольно приписываем этим понятиям культурно обусловленные смыслы, присущие соответствующим словам данного языка. Тем самым мы прида ем им несуществующую универсальность и совершаем серьезную куль турную ошибку. Различного рода справочники, руководства, пособия по тому, как лучше торговать (обучать, договариваться, работать и т.д.) с японцами, французами, русскими и т.п., дают конкретные знания об осо бенностях той или иной культуры в области профессиональной, социаль ной и отчасти межличностной коммуникации. Они могут быть ориентиро ваны на две или более сравниваемые культуры. Содержащаяся в них ин формация расширяет знания относительно другой культуры, но не приво дит непосредственно к повышению межкультурной восприимчивости. Эту роль могут выполнить кросс-культурные тренинги, основанные на идее о том, что недостаточно просто сообщить участникам определенное количе ство новой информации о другой культуре. Литература Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990. 256 с. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: [учебник для вузов]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с. Донец П. Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации. Харь ков: Штрих, 2001. 182 с. Коптюг Н.М. Межкультурное общение: виртуальный опыт // ИЯШ. 2005. №7. С.66-69. Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // ИЯШ. 2007. №7. С. 2-7. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005. 310 с. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // ИЯШ. 2006. №4. С. 2-13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 262 с. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=