ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

(мысль) газетами разных политических ориентации излагается по-разному; научные статьи могут существовать в окружении научно-популярных тек­ стов. Представление о разных дискурсах для существования текстов, сформированное в лингвистике, вполне адекватно описывает факт поли- текстового существования одной и той же мысли. В психологии идея о множественности политекстового существования одной и той же мысли принимает форму идеи о психической полимодальности овнешнения соз­ нания и, таким образом, является онтологической рамкой для существова­ ния ОЦ в социуме. Психическая (поли)модалыюсть означает, что одна и та же мысль может овнешняться при помощи знаков, тела которых воспри­ нимаются разными органами чувств человека. Анализируемые нами овнешнения ценностей, вероятно, не следует рассматривать как внешние вариативные способы существования мыслей, понимаемых в виде некоторых инвариантных содержаний (знаний). Наше сознание детерминировано, в том числе внешним (по отношению к субъек­ ту сознания) миром, данным нам в нашем деятельностном освоении его, и поэтому его нельзя представлять независимым от внешних форм его про­ явления; и наше сознание, и его овнешнения детерминированы нашим взаимодействием с миром. Если идти еще дальше и включить в объект ана­ лиза не только создающего овнешнения, но и воспринимающего их, то можно утверждать, что овнешнения определяются общностью образа мира обоих коммуникантов и принципиально существуют только в диалоге их сознаний (см. анало гичные рассуждения о дискурсе как форме текста В.З. Демьянкова [1982,7]). Разные формы овнешнения одного и того же содержания, естественно, связаны с разными его осознаниями, так кик внешняя форма одной и той же мысли не безразлична зня ее содержания: еще Л.С. Выготский утвер­ ждал, что мысль не только оформляется в слове, но и совершается в нем. Наш анализ форм овнешнения ОЦ неизбежно подвозит нас к необхо­ димости определить онтологию процесса Овнешнения, т.е. указать тот фрагмент реальной действительности, в котором осуществляется исследуе­ мый процесс. Таким фрагментом является совместная деятельность членов социума, организуемая в процессе речевого общения. Как мы упомянули выше, совместная деятельность осуществляется минимум двумя субъекта­ ми, объединенными общностью образа мира, один из которых п р о и з ­ в о д и т овн е ш н е н и я своих мыслей, а второй к о н с т р у и рует в своем сознании м ы с л и как содержание высказывания, используя собст­ венные знания и опираясь на анализ воспринятого овнешнения как на сово­ купность правил этого конструирования. Таким образом, совместная деятельность коммуникантов и полимо­ дальность овнешнений ОЦ являются их онтологией. Очевиден вывод, что проблема овнешнения ОЦ является только частью большой проблемы знаковых форм существования идеальной культуры. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=