ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Существует достаточно распространенное представлений, что в основе любви лежат процессы взаимной фетишизации и эстетизации качеств влюб ленных, осуществляющиеся в форме эстетического преобразования пред ставлений о действительности (См., например, К. Василев (1982, с. 212) Искусство в виде художественной литературы, музыки скульптуры, живописи, танцев создает овнешнение представлений о прекрасном, сфор мированных в сознании человека, т.е. искусство удваивает природу и тем самым дает возможность для эстетического переживания не только идеа лизированных и эстетизированных объектов, но и их знаковых отображе ний. Следует подчеркнуть, что произведения искусства создает не только специализированная деятельность профессионалов, но и творчество не профессионалов, для которых их способ проживания, где они эстетизи руют и идеализируют факты обыденной жизни, является аналогом творче ства. На эту мысль, в частности, наталкивает анализ статьи любить из сло варя В.И. Даля, которая содержит фиксацию идеализированных и эстети зированных отношений мужчины и женщины. Указанием на музыку, скульптуру, живопись, танцы мы вводим в круг овнешнений невербальные знаковые образования, которые, как и вербаль ные знаки, искажают форму отображаемых в мысли рбъектов, но искажа ют в разной степени: наибольшими деформирующими свойствами облада ет, нероятно, музыка, наименьшими, очевидно, живопись и скульптура. Но повышенная символичность и неоднозначность живописи и скульптуры часто требует вербальных дополнений. Приведем пример визуального ов- нешнения ОЦ любовь из интересной книги М. Батистиии «Символы и ал легории» (2007, 342). Завершая главу о формах существования ОЦ в русской культуре, ко торая является анализом форм овнешнения ОЦ, мы должны напомнить достаточно банальный факт: одна и та же мысль может быть овнешнена разными знаковыми образованиями. Более интересно другое обстоятельст во: многие образы сознания принципиально существуют одновременно в нескольких разнотипных вербальных и невербальных текстовых овнешне- ниях. Поясним эту мысль: мы имеем в виду функционирование идей, на пример, в театре, где первоначальная мысль овнешняется в форме художе ственного текста, на основе которого создается сценарий, служащий осно вой для режиссерской экспликации, реализующейся в игре актеров. Игру актеров можно рассматривать как текст, который существует в непремен ном окружении крити ческих статей. Следовательно, в театре первона чальная мысль существует всегда в форме совокупности взаимосвязанных текстов (Соснова, Тарасов, 1993). В социуме существуют совокупности текстов, служащие формой ов нешнения идей в определенной сфере деятельности: тексты законов не пременно сопровождаются комментариями; информационные сообщения обязательно дополняются аналитическими статьями; одна и та же новость 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=