ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

ность, и деньги, иметь, искренняя, к жизни, к людям, красотки, крепка, к тебе, ложь, любовь, много зверей, молодость, морковь, моя, настоящая, нежная, неземная, огромная, отлично, первая, преданность, прекрасна прошедшая, прошла, раб, светлая, святое, секс, смерть, стоит того, чтобы ждать, страдание, страсть, с 1-го взгляда, чистая, чувства, это неприлично 1» (2002, 303). Какие знания об ОЦ любовь можно сформировать, анализируя АП сло­ ва любовь"! Единицы АП, так называемые ассоциаты, следует рассматри­ вать только как указания на знания, ассоциируемые в сознании современ­ ных русских с ценностью любовь. Если считать АП отражением обыденно­ го сознания, то следует признать, что обыденное сознание в отличие от общественного имеет выраженный несистемный характер, который ото­ бражает конгломерат реальной жизни каждого члена социума. Вероятно, АП отображает систем ность самого повседневного бытия рядовых носите­ лей культуры. Попытаемся проанализировать частотную часть АП, ассо­ циаты с частотой больше единицы. Ассоциаты «с первого взгляда», «до гроба», «зла» являются частями устойчивых выражений «любовь с первого взгляда», «любовь до гроба», «любовь зла - полюбишь и козла», которые выражают в устойчивой форме сентенции об ОЦ любовь, которые можно считать прецедентными текста­ ми. Ассоциаты «чувство», «счастье», «горе», «ненависть», «радость» ука­ зывают на категории, при помощи которых ОЦ любовь осмысливается в русской культуре. Ассоциаты «безответная», «к женщине», «платониче­ ская», «страстная» - это атрибуты ОЦ любовь в русском обыденном созна­ нии. «Любовь и голуби» и «Любовь Яровая» - названия кинофильма В. Меньшова и пьесы К. Тренева. Одиночные реакции дают возможность такой же интерпретации, какую позволяют частотные реакции. Теперь обратимся к анализу еще одного способа овнешнения созна­ ния, который практикуется в так называемом психосемаитическом экспе­ рименте, используемом для анализа неосознаваемых слоев сознания (Пет­ ренко, 2005). В отличие от дискурсивных определений, которые фигурируют как ов­ нешнения сознания, при помощи шкал, предлагаемых испытуемым в экспе­ рименте, описываются образы сознания с заранее заданной мерностью. Шкалы, при помощи которых испытуемые оценивают те или иные об­ разы своего сознания, задают определенную мерность качеств, описываю­ щих анализируемые образы, и позволяют сравнивать шкальные оценки разных испытуемых. Методика шкальных оценок образов сознания под названием семанти­ ческого дифференциала (СД), как мы уже писали выше, была разработана группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом (Осгуд, 1972; Симмат, 1972; СаггоП, 1959; Janus. Snider. Osgood. 1959, Osgood, 1959; I960; 1961). 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=