ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

ного во всех сферах жизни общества. В обыденном сознании ОЦ функцио­ нируют как ценностные ориентиры, детерминирующие цели и мотивы ин­ дивидуальной жизнедеятельности: ОЦ в индивидуальном сознании пред­ стают как набор целей, которые индивиды ставят перед собой в обще­ ственной практике. Очевидно, что ОЦ в форме общественного идеала или в индивидуаль­ ном сознании являются внутренними ментальными образованиями, кото­ рые для своего функционирования нуждаются в символических (знаковых) опорах: в виде некоторых предметов материальной и духовной культуры или в форме ритуалов (ритуальных человеческих поступках). Эту форму существования ОЦ можно назвать знаковой объективацией. Таким образом, наша исходная позиция при анализе ОЦ заключается в следующем: • ОЦ существуют в общественном и индивидуальном сознании; • ОЦ в общественном сознании имеют форму ценностных ориенти­ ров для поведения членов социума; • ОЦ в индивидуальном сознании принимают форму жизненных целей; • ОЦ существуют в общественном и индивидуальном сознании как идеальные образования, нуждающиеся для своего функционирования во внешней знаковой объективации, называемой в психологии и психолин­ гвистике овнешнениями. Из этих допущений анализа ОЦ напрашивается вывод: коль скоро речь идет о знаковом овнешнении, то можно предположить, что оно подразделя­ ется на вербальные и невербальные объективации. Дальнейшее наше изложение можно рассматривать как анализ вер­ бальных и невербальных овнешнении содержания ОЦ в общественном и обыденном сознании. Для демонстрации анализа вербальных овнешнителей ОЦ еще раз вос­ пользуемся ОЦ любовь, которая представляет широко обсуждаемую цен­ ность и осмысливаемую как на уровне общественного, так и обыденного сознания. Обратимся к высшему уровню знаний - философии и приведем определение ОЦ любовь - мухаббат, которое содержится во «Всемирной Энциклопедии: Философия XX век» и которое мы уже упоминали: «ЛЮ­ БОВЬ - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем со­ держании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, век- торно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодоста­ точном стремлении к нему. Любовью называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носи­ теля любви она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу авто­ номии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить любовь, ни переад­ ресовать ее на д р у г о й предмет. Атрибутивным аспектом любви является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душ евном 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=