ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
ного во всех сферах жизни общества. В обыденном сознании ОЦ функцио нируют как ценностные ориентиры, детерминирующие цели и мотивы ин дивидуальной жизнедеятельности: ОЦ в индивидуальном сознании пред стают как набор целей, которые индивиды ставят перед собой в обще ственной практике. Очевидно, что ОЦ в форме общественного идеала или в индивидуаль ном сознании являются внутренними ментальными образованиями, кото рые для своего функционирования нуждаются в символических (знаковых) опорах: в виде некоторых предметов материальной и духовной культуры или в форме ритуалов (ритуальных человеческих поступках). Эту форму существования ОЦ можно назвать знаковой объективацией. Таким образом, наша исходная позиция при анализе ОЦ заключается в следующем: • ОЦ существуют в общественном и индивидуальном сознании; • ОЦ в общественном сознании имеют форму ценностных ориенти ров для поведения членов социума; • ОЦ в индивидуальном сознании принимают форму жизненных целей; • ОЦ существуют в общественном и индивидуальном сознании как идеальные образования, нуждающиеся для своего функционирования во внешней знаковой объективации, называемой в психологии и психолин гвистике овнешнениями. Из этих допущений анализа ОЦ напрашивается вывод: коль скоро речь идет о знаковом овнешнении, то можно предположить, что оно подразделя ется на вербальные и невербальные объективации. Дальнейшее наше изложение можно рассматривать как анализ вер бальных и невербальных овнешнении содержания ОЦ в общественном и обыденном сознании. Для демонстрации анализа вербальных овнешнителей ОЦ еще раз вос пользуемся ОЦ любовь, которая представляет широко обсуждаемую цен ность и осмысливаемую как на уровне общественного, так и обыденного сознания. Обратимся к высшему уровню знаний - философии и приведем определение ОЦ любовь - мухаббат, которое содержится во «Всемирной Энциклопедии: Философия XX век» и которое мы уже упоминали: «ЛЮ БОВЬ - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем со держании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, век- торно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодоста точном стремлении к нему. Любовью называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носи теля любви она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу авто номии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить любовь, ни переад ресовать ее на д р у г о й предмет. Атрибутивным аспектом любви является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душ евном 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=