ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Литература рерберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). М., 1988. 620 с. Горсей Д. Записки о России XVI - начало XVII веков. М., 1990. 405 с. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991. 334 с. И. Р. Ганиева Худжанд, Таджикистан Формы существования общечеловеческих ценностей в русской и таджикской культуре Обсуждая формы существования общечеловеческих ценностей в рус ской и таджикской культуре, еще раз возвращаемся к анализу их онтоло гического статуса, но при этом мы сосредотачиваемся на исследовании строения ментальной формы ценностей. Общечеловеческие ценности (ОЦ) как объект лингвокультурологиче ского анализа представляют интерес прежде всего для преподавания рус ского языка как иностранного, и не только как средство знакомства с язы ковым сознанием русских и таджиков. Такое знакомство необходимо для адекватного речевого общения с носителями русской культуры. Мы помним, что ОЦ, называемые также просто ценностями, функцио нируют в каждой культуре в качестве ценностных ориентиров, с которыми члены социума соизмеряют цели своих поступков. В соответствии с представлениями, существующими в аксиологии - специальной философской дисциплине, ОЦ - это характеристика культур ных предметов, которую они получают в рамках социальных отношений. Из этого следует, что ценностные качества культурных предметов - это их знаковые идеальные свойства, детерминированные социальными отноше ниями носителей конкретной этнической культуры, при помощи которых члены социума регулируют поведение друг друга. ОЦ по критерию модуса своего существования подразделяются на идеальные образования, сущест вующие в общественном сознании как в виде «вечных» ценностей, прису щих человеческому роду (истина, красота, справедливость), так и в кон кретно-исторической форме (равенство, демократия). Другими словами, содержание ОЦ трансформируется во времени и, следовательно, оно обусловлено жизнью конкретного социума в опреде ленный исторический период. Этот вывод очевиден и не нуждается в до полнительном обосновании. Для дальнейшего анализа форм существования ОЦ в русском социу ме, следует оговорить наличие в обществе нескольких форм ОЦ, различае мых по критерию их отношения к общественной форме сознания или к обыденному сознанию. В общественном сознании ОЦ существуют как об щественный идеал в форме абстрактного представления о качествах долж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=