ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Литература рерберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). М., 1988. 620 с. Горсей Д. Записки о России XVI - начало XVII веков. М., 1990. 405 с. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991. 334 с. И. Р. Ганиева Худжанд, Таджикистан Формы существования общечеловеческих ценностей в русской и таджикской культуре Обсуждая формы существования общечеловеческих ценностей в рус­ ской и таджикской культуре, еще раз возвращаемся к анализу их онтоло­ гического статуса, но при этом мы сосредотачиваемся на исследовании строения ментальной формы ценностей. Общечеловеческие ценности (ОЦ) как объект лингвокультурологиче­ ского анализа представляют интерес прежде всего для преподавания рус­ ского языка как иностранного, и не только как средство знакомства с язы­ ковым сознанием русских и таджиков. Такое знакомство необходимо для адекватного речевого общения с носителями русской культуры. Мы помним, что ОЦ, называемые также просто ценностями, функцио­ нируют в каждой культуре в качестве ценностных ориентиров, с которыми члены социума соизмеряют цели своих поступков. В соответствии с представлениями, существующими в аксиологии - специальной философской дисциплине, ОЦ - это характеристика культур­ ных предметов, которую они получают в рамках социальных отношений. Из этого следует, что ценностные качества культурных предметов - это их знаковые идеальные свойства, детерминированные социальными отноше­ ниями носителей конкретной этнической культуры, при помощи которых члены социума регулируют поведение друг друга. ОЦ по критерию модуса своего существования подразделяются на идеальные образования, сущест­ вующие в общественном сознании как в виде «вечных» ценностей, прису­ щих человеческому роду (истина, красота, справедливость), так и в кон­ кретно-исторической форме (равенство, демократия). Другими словами, содержание ОЦ трансформируется во времени и, следовательно, оно обусловлено жизнью конкретного социума в опреде­ ленный исторический период. Этот вывод очевиден и не нуждается в до­ полнительном обосновании. Для дальнейшего анализа форм существования ОЦ в русском социу­ ме, следует оговорить наличие в обществе нескольких форм ОЦ, различае­ мых по критерию их отношения к общественной форме сознания или к обыденному сознанию. В общественном сознании ОЦ существуют как об­ щественный идеал в форме абстрактного представления о качествах долж

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=