ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

ных поселений. Устойчивое присутствие иноземцев не прекратилось и в XVII в. Напротив, оно лишь увеличивалось. Следует изначально оговорить значение слова «иноземец» в русских литературных и делопроизводствен­ ных документах XV-XVII вв. Как это ни парадоксально для современного человека, термин «иноземец» означал принадлежность не столько к иному, «чужому», государству, сколько к «чужой», немосковской церкви. В рас­ сматриваемый период термин нёс конфессиональную нагрузку. Абсолютно все неправославные (точнее, не члены московской церкви), проживающие на территории России, обозначались «иноземцами» (более полная формула «некрещеные иноземцы» - раскрывает основной смысл этого понятия). К «иноземцам» относились и православные иных традиций, не входившие в Московскую патриархию (т. е. в отношении к ним соединялось указание на принадлежность к «чужому» государству и к «чужой», хотя и право­ славной церкви). Иностранцы сообщают несколько известий о состоянии средств сообщения в Московском государстве. Сообщение между Моск­ вой и пограничными городами производилось посредством ямов. Ямские дворы становились на расстоянии 6, 10 даже 12 миль один от другого. Ямщик выезжал летом на небольшой телеге, запряженной одной лоша­ дью, а зимой - на небольших санях. Ездили очень быстро, особенно зимой; такая быстрота, говорит С. Герберштейн, тем более удивитель­ на, что лошади здесь очень малы и содержатся гораздо хуже, чем у нас. Иностранные путешественники сильно жалуются на бесчисленные затруднения, с которыми соединено было путешествие по Москов­ скому государству. Многие из этих затруднений происходили от редкого населения страны: постоялые дворы попадались редко; в селах не всегда можно было достать хлеба за деньги. «Они ведут торговлю с величайшим лукавством и обманом. Покупая иностранные товары, они всегда пони­ жают их цену наполовину. Иностранцам они все продают дороже. Если при сделке неосторожно обмолвишься, обещаешь что-нибудь, они в точ­ ности припомнят это и настойчиво будут требовать исполнения обещания, а сами очень редко исполняют то, что обещают. Есть у них обычай ста­ вить себя посредником между продавцом и покупателем, и, взяв подарки особо и с той, и с другой стороны, обеим обещать свое верное содейст­ вие». Народ в Москве, со слов С. Герберштейна, гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, ко­ гда обращаются с иностранцами, притворяются, будто они не моско­ виты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие. Из всех этих известий видно, что торговля московских купцов с иностранцами носила на себе в сильной степени характер игры. М о с к о в с к и е купцы, по словам Олеария, высоко ставили в купце ловкость и изворотливость, го­ воря, что это - дар божий, без которого не следует и приниматься за торговлю. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=