ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

новом мире» социальное расслоение характеризуется наличием каст аль­ фы, беты, гаммы, эпсилоны. Все они выполняют определённые функции, довольны своей жизнью и не хотят ничего менять, так как ещё младенцами «раскупориваются уже подготовленными к жизни в обществе - как альфы или эпсилоны, как будущие работники канализационной сети или же как будущие директора инкубаториев». Кастовый признак играет такую важ­ ную роль, что даже газеты печатаются специально для определённой кас­ ты, кроме эпсилонов, низшей касты, для которой никакая печатная литера­ тура не предназначается. В антиутопическом обществе романа В.Войновича «Москва 2042» также наблюдается социальное неравенство. Люди разных категорий и потребностей разграничены территориально. В Москорепе существует три кольца коммунизма. В центральном (первом кольце) живут коммуняне повышенных потребностей, во втором - общих потребностей, в третьем - самообеспечиваемых потребностей. На соци­ альное расслоение в «1984» указывает наличие такого слоя, как пролы (старожилы), с которыми народу было запрещено общаться и от которых главный герой узнаёт о событиях прошлого. Язык в выдуманном Т.Толстой обществе видоизменён. Значительную его часть составляют сокращения: «клель» - это помесь клёна с елью, «хлебеда» - это хлеб и еда. Появляются новые слова, о значении которых читатель может только догадываться («огнецы»). Слова из прошлого про­ износятся героями на собственный лад, с неправильными грамматически­ ми формами или пишутся с орфографическими ошибками: «ОНЕВЕРСЕ- ТЕЦКОЕ АБРАЗАВАНИЕ», «энтелегенцыя», «тродицыя», «пензин». Но­ вояз - язык, созданный оруэлловским обществом для упрощения речи за счёт сокращения слов и уменьшения количества синонимов. По правилам новояза, антонимом слова «голод» становится слово «неголод», а не «сы­ тость». Оттенки и степени прилагательных также упрощаются: «“Хоро­ ший” для кого хороший? А “плюсовой” исключает субъективность». Ком­ мунистический язык в «Москве 2042» не понятен главному герою, причи­ ной чему послужило появление новых слов, образованных путём контами­ нации: «упопот» - удовлетворение повышенных потребностей, «инизин» - институт извлечения информации. О ритуализации жизни в антиутопиях говорит тот факт, что народ жи­ вёт строго по своим канонам, отступление от которых кажется странным и противоестественным. Для Бенедикта похороны Прежних представляют настоящее зрелище: «А даже интересно посмотреть, как это у них всё не по-людски делается», «Камушки на глаза не кладут. Внутренностей не вы­ нимают, ржавью не набивают...». Развитие общества, где царит ритуал и отсутствует собственное «я», запрограммировано. Герои «Кыси» не могут жить без властвующей силы: «А без мурзы нам нельзя, без мурзы мы всё перепутаем». Данный признак характерен и для тоталитарного обезличен­ ного общества Дж.Оруэлла и О.Хаксли. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=