ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
новом мире» социальное расслоение характеризуется наличием каст аль фы, беты, гаммы, эпсилоны. Все они выполняют определённые функции, довольны своей жизнью и не хотят ничего менять, так как ещё младенцами «раскупориваются уже подготовленными к жизни в обществе - как альфы или эпсилоны, как будущие работники канализационной сети или же как будущие директора инкубаториев». Кастовый признак играет такую важ ную роль, что даже газеты печатаются специально для определённой кас ты, кроме эпсилонов, низшей касты, для которой никакая печатная литера тура не предназначается. В антиутопическом обществе романа В.Войновича «Москва 2042» также наблюдается социальное неравенство. Люди разных категорий и потребностей разграничены территориально. В Москорепе существует три кольца коммунизма. В центральном (первом кольце) живут коммуняне повышенных потребностей, во втором - общих потребностей, в третьем - самообеспечиваемых потребностей. На соци альное расслоение в «1984» указывает наличие такого слоя, как пролы (старожилы), с которыми народу было запрещено общаться и от которых главный герой узнаёт о событиях прошлого. Язык в выдуманном Т.Толстой обществе видоизменён. Значительную его часть составляют сокращения: «клель» - это помесь клёна с елью, «хлебеда» - это хлеб и еда. Появляются новые слова, о значении которых читатель может только догадываться («огнецы»). Слова из прошлого про износятся героями на собственный лад, с неправильными грамматически ми формами или пишутся с орфографическими ошибками: «ОНЕВЕРСЕ- ТЕЦКОЕ АБРАЗАВАНИЕ», «энтелегенцыя», «тродицыя», «пензин». Но вояз - язык, созданный оруэлловским обществом для упрощения речи за счёт сокращения слов и уменьшения количества синонимов. По правилам новояза, антонимом слова «голод» становится слово «неголод», а не «сы тость». Оттенки и степени прилагательных также упрощаются: «“Хоро ший” для кого хороший? А “плюсовой” исключает субъективность». Ком мунистический язык в «Москве 2042» не понятен главному герою, причи ной чему послужило появление новых слов, образованных путём контами нации: «упопот» - удовлетворение повышенных потребностей, «инизин» - институт извлечения информации. О ритуализации жизни в антиутопиях говорит тот факт, что народ жи вёт строго по своим канонам, отступление от которых кажется странным и противоестественным. Для Бенедикта похороны Прежних представляют настоящее зрелище: «А даже интересно посмотреть, как это у них всё не по-людски делается», «Камушки на глаза не кладут. Внутренностей не вы нимают, ржавью не набивают...». Развитие общества, где царит ритуал и отсутствует собственное «я», запрограммировано. Герои «Кыси» не могут жить без властвующей силы: «А без мурзы нам нельзя, без мурзы мы всё перепутаем». Данный признак характерен и для тоталитарного обезличен ного общества Дж.Оруэлла и О.Хаксли. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=