ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

случайно возникло в поэме о кровавых годах сталинских репрессий. Оно не только выражает здесь крайнюю степень эмоциональной оценки современ­ ной действительности и является в какой-то степени синонимичным прила­ гательному «одичалый», но и, перекликаясь со всей образной системой поэ­ мы, оказывается обусловленным ее библейским контекстом. Осатанелыми являются в поэме и «страшные годы ежовщины», и, конечно, сам Ленинград - город плененный и разоренный, город «одичалый». В семантическом про­ странстве поэмы образ осатанелых лет и - шире - осатанелого города соот­ носится с одним из основных образов поэмы - образом звезды, безусловно, центральным в той картине апокалиптического мира, которую художест­ венно выстраивает Ахматова. Интересно, что сама близость этих образов оказывается обусловленной библейским текстом: под звездой в Апокалип­ сисе понимается Сатана, которого сбрасывают с неба на землю. Если Анге­ лы в библейском тексте уподобляются звездам (Иов. 38, 7; Отк. 12, 4), то Сатана, будучи архангелом, - «деннице», т.е. яркой звезде (Ис. 14, 12). Образ звезды, огромной, застывшей и яркой, являясь в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса, впрямую соотнесен Ахматовой со смертью, жестко вписан в картину вселенской катастрофы (4). На то, что звез­ да в поэме - образ апокалиптический, зловещий символ смерти, красноречиво указывает, в первую очередь, тот контекст, в котором появляется он в поэме: И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда. (3,25) Кроме того, появление образа звезды, точнее - «звезд смерти», под­ готавливается в поэме образами, моделирующими картину апокалиптиче­ ского мира: остановившей свое течение реки, сместившихся гор, «помра­ ченного» солнца. Кстати, строка «Солнце ниже и Нева туманней...» сама воспринимается как скрытая цитата из Апокалипсиса: «... и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязи» (Отк. 9, 3). Ахматовский образ звезды, яркой и падающей, восходит к Библии, его символика оказывается впрямую соотнесенной с библейским осмыслением образа, причем переклички поэмы с Книгой Бытия порой достаточно выра­ зительны: «...И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба...» (Мф. 24, 29). Особенно часто возникает образ звезды в Апокалипсисе: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод» (Отк. 8, 10). «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце И воздух от дыма из кладязя Из ды­ ма вышла саранча на Землю...» (Отк. 9,1-3) Образ звезды возникнет в «Реквиеме» и еще раз - в главке «К смерти»: 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=