ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Дугин, А.Г. Последний прыгун империи (эссе об А.Проханове). М.,1999. Проханов А.А. Виртуоз // Собр. соч.: В 15 т. Т. 12. М., 2010. Проханов А.А. Идущие в ночи. М., 2008. Проханов А.А. Скорость тьмы // Собр. соч.: В 15 т. Т. 15. М., 2010. Романова, С.В. Встреча с писателем Александром Прохановым // http://slib.admsurgut.ru/index О. В. Акимова Тула, Россия Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Почти все, писавшие о «Реквиеме», обращали внимание на то, что со­ временность передается в поэме с помощью библейских аналогий, что об­ разы и мотивы Священного Писания становятся для Ахматовой средством художественного осмысления действительности, а картины Апокалипси­ са - символом ее эпохи. Уже название поэмы, предлагая определенный жанровый ключ к про­ изведению, задает одновременно и ту специфическую систему координат, в которой только и возможно осмыслить созданный поэтом художествен­ ный образ мира. Вспомним, что реквием - это заупокойное католическое богослужение, траурная месса по усопшему; более общий смысл этого слова - поминовение умерших, поминальная молитва. С этой точки зрения в высшей степени символичным представляется сделанное однажды Ахма­ товой признание: "Реквием" - четырнадцать молитв. (2). Несмотря на то что метафорический смысл этой авторской "оценки поздней" очевиден, переклички и совпадения ахматовского текста с Библией - те, что заост­ рены намеренно, и те, что могут показаться случайными, - поражают и заставляют задуматься. Весь "Реквием" буквально пронизан библейской образностью. И реконструировать, "оживить" цепочку, ведущую к древ­ нейшим пратекстам нашей культуры, расшифровать "библейскую тайно­ пись" (Р. Тименчик) поэмы - очень важно. На истинный масштаб событий, о которых пойдет речь в поэме, ука­ зывают первые строки «Посвящения»: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река...» (3). Воссоздающие образ мира, в котором сместились, исказились все привычные и устойчивые параметры, эти строки вводят произведение в пространство библейского текста, заставляют вспомнить апокалиптиче­ ские картины и образы: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются...» (Ис. 54, 10); «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих...» (Отк. 6,14) Знаком Апокалиптического мира является здесь и образ застывшей, остановившей течение своих вод «великой реки». Несмотря на то что в по­ эме появляются и образ Дона, и образ Енисея, «великая река» - это, к о н е ч ­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=