ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

Синонимы образования у Толстого указывают на разграничение обра­ зования истинного и ложного: «серьезное образование приобретается только из жизни, а не из школы». Здесь также как в трактовке предыдуще­ го ключевого с л о в а учитель имеет место объяснение явления посредством составной номинации: «народное образование», «серьезное образование» В целом Толстой понимает образование в акциональном ключе, как процесс «не имеющий начала и конца». « Истинное образование» осмыс­ ляется как деятельность духовная, направленная на генерирование жиз­ ненной энергии, {«...потребность образования ...Это есть, по нашему мнению, такая же потребность всякого народа, как потребность пита­ ния всего живаго» (Толстой Л.Н., 1936. Т.38, 159) С другой стороны ключевое слово - образование сравнивается с жиз­ ненно необходимым компонентом: воздухом: «народ любит и ищет обра­ зования, как любит и ищет воздуха для дыхания», едой: «И ежели народ говорит, что не нужно бы образовываться, то он говорит то, что сказа­ ла бы лошадь, которая для себя везет воз сена, что не нужно бы было ее мучать» (Толстой Л.Н, 1936. Т. 8, 393), водой: « самое образование, как просачивающаяся вода, избрала себе другой путь, - обошло школы и раз­ лилось в жизненных орудиях образования » (Там же). Образование ставится в один ряд с воздухом, едой, водой - вещей, без которых нельзя предста­ вить жизнь человека, таким образом, подчеркивается огромная важность этого явления для языковой личности Л.Н. Толстого. Обратимся к репрезентациям ключевого слова знание. В. И. Даль оп­ ределяет знание (знанье) так - состоянье, принадлежность знающего что- либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем. Фетишный культурный код здесь является очень продуктивным, знание, как предмет, обладание, кото­ рым отличает человека от других (знание - осведомленность, сведенье), а также как результат работы, ученья ( знание - познание, как плод ученья) Важнейшей же характеристикой « знания» у Толстого становится под­ линность. Такое восприятие прямо противоположно общеязыковому. «... это знание, как ни говорите, которое настоящее» (Там же, 438). Но «на- стоящность» не сводится у автора к выделению практических основ какой- л. науки, «...но ошибка в том, что полагают, что знаний от людей ниже нас стоящих (скифов, рабов) не нужно, а собирают только свои и все дальше и дальше уходят. А между тем разве филолог, историк, даже ма­ тематик не найдут бесчисленного количества новых знаний в народе?» (Там же). Синонимы, употребляемые Л.Н. Толстым эксплицируют глав­ ную линию концептуализации знания: разграничение истинного и ложного знания. Настоящее знание - это совокупность «ученых теорий» и неуче­ ных «поверий». «Человек, знающий микроскопических животных, но не знающий сохи, также невежественен, как человек, знающий соху, но не знающий микроскопа» (Толстой 1936, Т. 8: 437) Окказиональные синонимы к ключевым словам концепта «Школа» Употребляются для разграничения школы истинной и ложной. Такие стра­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=