ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
Синонимы образования у Толстого указывают на разграничение обра зования истинного и ложного: «серьезное образование приобретается только из жизни, а не из школы». Здесь также как в трактовке предыдуще го ключевого с л о в а учитель имеет место объяснение явления посредством составной номинации: «народное образование», «серьезное образование» В целом Толстой понимает образование в акциональном ключе, как процесс «не имеющий начала и конца». « Истинное образование» осмыс ляется как деятельность духовная, направленная на генерирование жиз ненной энергии, {«...потребность образования ...Это есть, по нашему мнению, такая же потребность всякого народа, как потребность пита ния всего живаго» (Толстой Л.Н., 1936. Т.38, 159) С другой стороны ключевое слово - образование сравнивается с жиз ненно необходимым компонентом: воздухом: «народ любит и ищет обра зования, как любит и ищет воздуха для дыхания», едой: «И ежели народ говорит, что не нужно бы образовываться, то он говорит то, что сказа ла бы лошадь, которая для себя везет воз сена, что не нужно бы было ее мучать» (Толстой Л.Н, 1936. Т. 8, 393), водой: « самое образование, как просачивающаяся вода, избрала себе другой путь, - обошло школы и раз лилось в жизненных орудиях образования » (Там же). Образование ставится в один ряд с воздухом, едой, водой - вещей, без которых нельзя предста вить жизнь человека, таким образом, подчеркивается огромная важность этого явления для языковой личности Л.Н. Толстого. Обратимся к репрезентациям ключевого слова знание. В. И. Даль оп ределяет знание (знанье) так - состоянье, принадлежность знающего что- либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем. Фетишный культурный код здесь является очень продуктивным, знание, как предмет, обладание, кото рым отличает человека от других (знание - осведомленность, сведенье), а также как результат работы, ученья ( знание - познание, как плод ученья) Важнейшей же характеристикой « знания» у Толстого становится под линность. Такое восприятие прямо противоположно общеязыковому. «... это знание, как ни говорите, которое настоящее» (Там же, 438). Но «на- стоящность» не сводится у автора к выделению практических основ какой- л. науки, «...но ошибка в том, что полагают, что знаний от людей ниже нас стоящих (скифов, рабов) не нужно, а собирают только свои и все дальше и дальше уходят. А между тем разве филолог, историк, даже ма тематик не найдут бесчисленного количества новых знаний в народе?» (Там же). Синонимы, употребляемые Л.Н. Толстым эксплицируют глав ную линию концептуализации знания: разграничение истинного и ложного знания. Настоящее знание - это совокупность «ученых теорий» и неуче ных «поверий». «Человек, знающий микроскопических животных, но не знающий сохи, также невежественен, как человек, знающий соху, но не знающий микроскопа» (Толстой 1936, Т. 8: 437) Окказиональные синонимы к ключевым словам концепта «Школа» Употребляются для разграничения школы истинной и ложной. Такие стра 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=