ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4
также сравниваются по отношению к субъекту (более теплое, уважитель ное - наставник, нейтральное - преподаватель, профессор, холодноватое - обучатель) Анализ данных синонимов позволяет выделить еще одну номинатив ную тенденцию. Языковое сознание различает синонимы по следующим смысловым признакам: 1) где работает субъект ( наставник, профессор ); 2) возраст воспитанника {учитель, воспитатель, бонна). Для русской лингвокультурной общности в восприятии образа учите ля характерна дифференциация по месту преподавания, по возрасту обу чаемых, по конечной цели обучения. Л.Н. Толстой в качестве синонимов к слову учитель употребляет сле дующие лексемы и сочетания: враг («ученики, наоборот, смотрят на учите ля, как на врага, который только по личной злобе заставляет их учить столь трудные вещи»(«О народном образовании»), «защитники университетов», «воспитательница, уродливое, иуюманное жизнью создание» («Воспитание и образование»), В то же время находим в статье «Ясная Полянская школа за декабрь-январь месяцы»: «.. .старыеучителя - друзья школы...». Анализ синонимов слова учитель в педагогических статьях Л.Н. Тол стого дает основание говорить, что писатель разграничивает «настоящих» и «ненастоящих» учителей. Причем, первые - это люди, придерживаю щиеся принципов свободного воспитания, педагогики ненасилия. В.И. Даль объясняет ключевое слово концепта «Школа» образование - как существительное от глагола образовывать. Его синонимами стано вятся лексемы совершать, улучшать духовно, просвещать. Образование мыслится в положительном ключе, как действие, направленное на совер шенствование когнитивных и нравственных качеств человека. Образование в русской лингвокультуре понимается как процесс, кото рый заключается в планомерном воздействии на умственное или физиче ское состояние людей. Данный процесс имеет целью обучение детей или взрослых каким-либо навыкам, формирование их морального облика. Толстой, как представитель нашей культуры, разделяет подобный ак- циональный взгляд на образование. Однако содержание некоторых поня тий меняется у писателя со временем, так например, в одной из программ ных статей «О народном образовании» образование он определяет как « непонятное явление» («Народное образование всегда и везде представ ляло и представляет одно, непонятное для меня, явление»), В статье «О прогрессе и образовании» образование ставится в один ряд со словами: власть, сила, независимость («Власть, сила, независи мость и досуг составляют необходимые условия образования» (Толстой Л.Н., 1936. Т. 8, 437/ «Образование» рассматривается, как ни от кого неза висящее право распоряжаться по субъективному усмотрению, желанию, своеобразная жизненная энергия, авторитет, могущество, « образование есть свободное отношение людей...». («Воспитание и образование»). 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=