ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ.ВЫП. 4

также сравниваются по отношению к субъекту (более теплое, уважитель­ ное - наставник, нейтральное - преподаватель, профессор, холодноватое - обучатель) Анализ данных синонимов позволяет выделить еще одну номинатив­ ную тенденцию. Языковое сознание различает синонимы по следующим смысловым признакам: 1) где работает субъект ( наставник, профессор ); 2) возраст воспитанника {учитель, воспитатель, бонна). Для русской лингвокультурной общности в восприятии образа учите­ ля характерна дифференциация по месту преподавания, по возрасту обу­ чаемых, по конечной цели обучения. Л.Н. Толстой в качестве синонимов к слову учитель употребляет сле­ дующие лексемы и сочетания: враг («ученики, наоборот, смотрят на учите­ ля, как на врага, который только по личной злобе заставляет их учить столь трудные вещи»(«О народном образовании»), «защитники университетов», «воспитательница, уродливое, иуюманное жизнью создание» («Воспитание и образование»), В то же время находим в статье «Ясная Полянская школа за декабрь-январь месяцы»: «.. .старыеучителя - друзья школы...». Анализ синонимов слова учитель в педагогических статьях Л.Н. Тол­ стого дает основание говорить, что писатель разграничивает «настоящих» и «ненастоящих» учителей. Причем, первые - это люди, придерживаю­ щиеся принципов свободного воспитания, педагогики ненасилия. В.И. Даль объясняет ключевое слово концепта «Школа» образование - как существительное от глагола образовывать. Его синонимами стано­ вятся лексемы совершать, улучшать духовно, просвещать. Образование мыслится в положительном ключе, как действие, направленное на совер­ шенствование когнитивных и нравственных качеств человека. Образование в русской лингвокультуре понимается как процесс, кото­ рый заключается в планомерном воздействии на умственное или физиче­ ское состояние людей. Данный процесс имеет целью обучение детей или взрослых каким-либо навыкам, формирование их морального облика. Толстой, как представитель нашей культуры, разделяет подобный ак- циональный взгляд на образование. Однако содержание некоторых поня­ тий меняется у писателя со временем, так например, в одной из программ­ ных статей «О народном образовании» образование он определяет как « непонятное явление» («Народное образование всегда и везде представ­ ляло и представляет одно, непонятное для меня, явление»), В статье «О прогрессе и образовании» образование ставится в один ряд со словами: власть, сила, независимость («Власть, сила, независи­ мость и досуг составляют необходимые условия образования» (Толстой Л.Н., 1936. Т. 8, 437/ «Образование» рассматривается, как ни от кого неза­ висящее право распоряжаться по субъективному усмотрению, желанию, своеобразная жизненная энергия, авторитет, могущество, « образование есть свободное отношение людей...». («Воспитание и образование»). 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=